Нанесение рисунков на потолок через трафарет

15 march 2016

При нанесении рисунков по трафарету удобнее работать вдвоем: один работающий прижимает к поверхности трафарет, а другой набивает рисунок кистью, нанося по трафарету несильные («торцующие», как говорят мастера) удары. Кисть не должна быть слишком сильно смочена в краске, чтобы избежать лишних капель и потеков, рекомендуется отжимать ее до полусухого состояния. Закрашивать рисунок, водя по трафарету кистью, не рекомендуется, поскольку краска легко может проникнуть под трафарет и испортить всю работу. Кстати, чтобы избежать случайных пятен, соприкасающуюся с поверхностью сторону трафарета рекомендуется периодически протирать тряпкой.

Прямой трафарет (а) и рисунок, полученный с его помощью (б)


При набивке многоцветного рисунка для каждого цвета нужно использовать отдельную кисть. Следующую деталь набивают только после того, как высохнет выполненный ранее элемент рисунка.

Если нет возможности использовать отдельные кисти для каждого цвета, то рабочую кисть перед сменой колера нужно тщательно промывать.

В случае, когда после выполнения рисунков по трафарету на них остались незаполненные места (обычно под так называемыми «мостиками»), их аккуратно восстанавливают маленькой кисточкой.

Для большего удобства работы (например, если трафарет перемещают по нанесенным ориентирующим линиям) на торцевой стороне трафарета можно вырезать маленький треугольник — метку, которая послужит направляющей при его передвижении.

После того как работа закончена, трафареты нужно аккуратно вытереть сухой чистой тряпкой и хорошо просушить (желательно в подвешенном состоянии), после чего высушенные трафареты очищают от краски. Хранить трафареты нужно в развернутом виде и в горизонтальном положении, разместив между листами фанеры или досками и прижав каким-либо грузом.

Обратный трафарет (а) и рисунок, выполненный с его помощью (б)


Кроме трафаретов, рисунок можно создать и с помощью резинового штампа или валика. Таким образом удобно выполнять рисунки одинакового размера и формы — стилизованные изображения цветов или геометрические фигуры.

Можно воспользоваться готовыми штампами и валиками, изготовленными заводским способом из мягкой резины или отлитыми из формопласта, но, если есть желание придумать свой собственный узор, можно изготовить этот инструмент самостоятельно.

Для изготовления штампа достаточно из тонкой резины вырезать узоры нужной формы и наклеить их на резиновые полоски. Рабочая поверхность штампа готова. Остается наклеить резиновую полоску на основу, в качестве которой можно использовать деревянный брусок такого размера и формы, чтобы его было удобно держать в руке (например, старую деревянную терку). Для получения аккуратного и четкого оттиска необходимо, чтобы штамп всеми точками соприкасался с поверхностью, поэтому нижнее полотно деревянного брусочка должно быть идеально ровным.

Рисунок, выполняемый с помощью трафарета, снабженного метками:
1 - трафарет; 2 — метки для более точной установки трафарета; 3 — рисунок;
4 - линии разметки; 5 — готовый рисунок, выполненный по трафарету



После того как штамп готов, его смачивают в краске и прижимают к поверхности, получая оттиск рисунка. Чтобы определить, как поведет себя краска, и уверенно набирать на штамп нужное ее количество, желательно предварительно сделать несколько пробных оттисков на другой поверхности (дощечке, куске фанеры), окрашенной той же краской, что и потолок.

Для накатывания рисунка валиком необходим станок, в который вставляют два валика: один — рисунчатый, а другой — гладкий, из пористой резины, резиновой губки или поролона. Их крепят так, чтобы они были плотно прижаты друг к другу и свободно вращались на оси.

Перед началом работы мягкий поролоновый валик смачивают в краске, отжимают излишки и вставляют в станок. Затем, приставив станок к поверхности так, чтобы касаться ее рисунчатым валиком, делают необходимый нажим и, проводя станком по поверхности, получают имеющийся на валике рисунок. Кроме того, валик может иметь специальный резервуар. Это позволяет дольше работать с ним, поскольку налитой в резервуар краски хватает на длительное время. Резервуар служит для смачивания мягкого питающего валика, передающего состав к валику с рисунками. Обычно конструкция станка позволяет регулировать силу, с которой валики прижимаются друг к другу, тем самым увеличивая или уменьшая подачу краски, чтобы на поверхности оставался одинаковый по густоте цвета рисунок. Эта техника носит у мастеров название «цветной накатки». С помощью валика, кстати, можно создавать и другие интересные эффекты — например, интересный эффект «мятой» структуры поверхности. Для этого глянцевый отделочный слой накатывается по матовой высохшей базе лоскутным или фигурным поролоновым валиком. В зависимости от покрытия отделочный слой можно структурировать, используя тот же валик. Помимо штампов и валиков, существуют и другие приемы эффектного оформления потолка, например, техника декорирования малярной перчаткой, техника нанесения краски с разводами, создание эффекта следов кисти, «набрызг» и другие.

Валики для накатывания рисунков:
а - форма валиков из разных материалов;
б - валик, вмонтированный в станок


Декорирование малярной перчаткой заключается в том, что на плоскость беспорядочно наносятся несколько разноцветных пятен неразбавленной краски, которые затем распределяются перчаткой для получения неоднородного цвета с нежными переливами, более темными или более светлыми.

При использовании техники нанесения с разводами красочный состав наносят кистью полосами на небольшой участок потолка, чередуя полосы разных оттенков. Затем шпателем сглаживают переходы между красочными мазками, придавая поверхности однородность. Можно выполнять эту отделку, используя прием наложения «мокрого на мокрое», то есть смешивая свежие мазки краски и добиваясь более мягкого, размытого рисунка, или «мокрое на сухое», накладывая свежий мазок рядом с высохшим, что позволяет создавать геометрические, четкие изображения.

Для создания эффекта «следов кисти» можно использовать гармоничные сочетания нескольких разноцветных красок или различающихся по тону оттенков одной и той же краски. Сначала с помощью валика или кисти на поверхность наносится густой слой неразбавленной краски, а затем кистью выбранного размера по поверхности выполняются легкие движения (остаются следы кисти). После того как первый слой высохнет, на поверхность наносят слой другого цвета, повторяя ту же операцию.

Получить подобный полихромный эффект можно и используя «набрызг» — так называют отделку просушенной поверхности каплями краски другого цвета.

Набрызг выполняется достаточно вязкой краской, поскольку жидкий состав дает сплошные пятна.

Этот вид отделки можно выполнять кистью, смоченной в краске и хорошо отжатой. Ею ударяют о деревянную палочку так, чтобы брызги краски попадали на поверхность. Чем длиннее и толще волос кисти, тем крупнее будут размеры брызг.

Накатка рисунка тряпичным валиком
 
Выполнение отделки «набрызгом» с помощью кисти
 
«Набрызг» с помощью щетки
 
Набрызг декоративного покрытия краскорас
пылителем:
1 — распылительная головка; 2 — емкость для краски; 3 — рукав, подающий воздух



Эту отделку можно выполнять и щеткой. В отличие от предыдущего способа, отделку выполняют, проводя прямоугольным бруском вдоль смоченной краской щетины щетки по направлению «на себя».

Можно также воспользоваться краскораспылителем, используя сопла различных диаметров и регулируя давление воздуха. Чтобы добиться многоцветного покрытия, после нанесения и высыхания краски одного оттенка распыляют другой цвет. Результат зависит от эффективности капельного распыления.

Глубокий многоцветный рисунок позволяет получить и техника нанесения тампоном или губкой. Для этого красочный состав (в зависимости от желаемого результата, разведенный или неразбавленный) один раз наносится на поверхность кистью или валиком, после чего поверхность обрабатывается тампоном или губкой вращательными движениями. После того как потолок высохнет, наносят следующий слой краски другого оттенка и повторяют процедуру. Количество слоев зависит от желаемого эффекта многоцветности рисунка.

А придать потолку «воздушность» поможет метод размывки, заключающийся в том, что при окрашивании второй, свежий слой краски после нанесения специально смывается губкой, тканью, полиэтиленом или кистью.

Таким образом (в зависимости от используемого инструмента) можно получить, например, рисунок, напоминающий мелкую рябь на воде (с помощью лоскута ткани).