Облицовка с позиций дизайна

15 march 2016
РИСУНОК ОБЛИЦОВКИ
Если посмотреть на облицовочное покрытие с некоторого расстояния, то можно заметить, что оно представляет собой более или менее замысловатый узор. И чем больше разновидностей плиток и фасонных изделий было задействовано в создании облицовочного покрытия, тем причудливее и сложнее этот узор выглядит. Даже монохромная облицовка из фоновых плиток одного цвета не так проста, как может показаться на первый взгляд.

Рассмотрите ее внимательнее, и вы обнаружите, что одноцветная облицовка существует не сама по себе, а во взаимодействии с прочими отделочными материалами, аксессуарами, предметами интерьера и текстильными принадлежностями, находящими в помещении. Все вместе они образуют единый рисунок, в котором в идеале каждая деталь продумана и по форме, и по цвету, и по размеру. Даже межплиточные швы вносят свою лепту в формирование общего эстетического впечатления.

Любое облицовочное покрытие — по сути своей, сборная поверхность, в основе которой лежат модули — облицовочные плитки. Именно характер модулей во много определяет рисунок и стилистику всего облицовочного покрытия. Так, плитки сложной конфигурации изначально придают облицовке более сложный и замысловатый вид, чем квадратные модули. Если к тому же на лицевую поверхность фигурных плиток нанесен какой-нибудь орнамент, то облицовка автоматически превращается в монолитный ковер, сравнимый по красоте и великолепию с восточными аналогами.

Планирование будущего облицовочного покрытия начинается с анализа размеров облицовочных модулей: будут ли это слабы или мозаичная плитка, либо для воплощения вашего замысла идеально подходит плитка стандартного размера. И тут при выборе формата облицовочных материалов необходимо знать некоторые закономерности.

Для облицовки помещений небольшого размера нецелесообразно выбирать слишком большие плитки, из-за которых пространство будет казаться еще меньше, чем оно есть на самом деле. В небольших помещениях облицовку, как правило, выполняют из одноцветных или многоцветных плиток небольшого размера. По краю облицовки можно проложить фриз из прямоугольных или квадратных плиток. Хорошо смотрится в маленьких комнатах пестрая мозаика.

Для больших помещений рисунок напольной облицовки обычно делают симметричным. Особенно эффектно в огромно зале выглядит традиционная "ковровая" укладка с мозаичной розеткой в центре и фоновыми плитками большого размера вокруг него. По краю напольной облицовки прокладывают фриз из более темных мозаичных или орнаментированных плиток. Чтобы визуально увеличить небольшое помещение, придать ему иллюзию простора, в облицовке пола рекомендуется использовать небольшие вставки-тоцетти.

Облицовочные модули укладывают прямыми рядами шов в шов, прямыми рядами вразбежку или диагональными рядами. Самой трудоемкой из перечисленных схем является диагональная облицовка, поэтому начинающему облицовщику лучше остановить свой выбор на первых двух схемах. Тем более, что простой облицовкой шов в шов можно достичь поразительных декоративных эффектов, например, путем сочетания плиток разного цвета. В некоторых случаях стилистические особенности интерьера диктуют более сложные художественные решения, такие как сочетание диагональной и прямой облицовки или фантазийная укладка модулей.

Существенную лепту в создание общего впечатления от облицовочной поверхности вносит качество межплиточных швов: их рисунок, ширина, ровность и цвет. Швы между модулями могут быть тонкими или заполненными затирочной смесью под цвет плитки, из-за чего облицовочное покрытие будет казаться монолитным. Крайний вариант монолитной облицовки — бесшовная укладка плиток.

Наоборот, контрастные швы привлекают к себе внимание и становятся важными элементами рисунка облицовки.
Огромное влияние на читаемость межплиточных швов оказывает размер облицовочных модулей. Чем меньше плитки, тем отчетливее бросаются в глаза межплиточные швы, особенно, если они контрастные по цвету. Редкие швы между плитками большого формата не так привлекают к себе внимание и воспринимаются спокойнее.

Существенно изменить восприятие помещения могут узоры на лицевой поверхности облицовочных плиток. Есть некоторые типы узоров, которые четко ассоциируется с определенными стилями. Так, клетка неотъемлемо связана с сельским стилем, а двухцветная геометрическая графика отсылает кстилю "оп-арт". Узоры на плитке могут внести существенные коррективы в визуальное восприятие пространства. Очевидно, что вертикальные полосы делают помещение выше, а горизонтальные — шире. Узоры с мелким рисунком позволяют скрыть неровности поверхности.

Узорчатых плиток (декоров, бордюров, декоративных панно) не должно быть слишком много. Согласно законам восприятия, декоративные элементы привлекают к себе внимание в первую очередь, а потому их располагают поодиночке или группируют по несколько штук, тщательно продумывая место их расположения. Декоративные вставки могут быть разбросаны по фоновой плитке хаотично или в соответствии с определенной логикой. Бордюры могут быть расположены горизонтально, вертикально, в обоих направлениях или вразбивку подобно декоративным вставкам.

Часто бордюры приклеивают по периметру облицовки, зеркала, вмонтированного в стену, оконного или дверного проема. На полу бордюр нередко используют в виде фриза, уложенного по периметру помещения. Фриз подчеркивает пространство пола, очерчивает его границы и придает напольной облицовке некую завершенность. При этом между стенами и фризом обычно оставляют место для фоновой плитки. Интересен прием свободной укладки напольного бордюра, который особенно эффектно смотрится в небольших помещениях.

При выборе узора облицовочного материала следует учитывать назначение помещения. В частности плитки с морской тематикой более уместны в ванной комнате, а рисунки фруктов, напитков и посуды более всего подходят для кухонных стен. В семьях с маленькими детьми жилые помещения можно оживить забавными картинками с мультяшными персонажами, выполненными в яркой цветовой гамме.

При использовании сразу нескольких узоров в оформлении одного и того же помещения необходимо придерживаться того правила, что они должны иметь общие черты и не вступать друг с другом в открытый конфликт. Например, хорошо сочетается клетка разного масштаба или клетка и полоска приблизительно одинаковой цветовой гаммы. Гармонично смотрится один и тот же узор в нескольких масштабах — крупный на полу и более мелкий на стенах. При этом не стоит располагать мелкий рисунок на фоне крупного, где он может просто-напросто потеряться.

В заключение один небольшой профессиональный секрет — как превратить однотонную, ничем не примечательную плитку в уникальную и неповторимую. Достаточно украсить ее лицевую поверхность ручной росписью.
Существуют 2 основных способа росписи плитки:
— штамповка;
— роспись по трафарету.

Для штамповки понадобятся специальные штампы с желаемым рисунком. В качестве материала для штампов подойдут прочный картон, линолеум, пенополистирол и даже картошка. Краски можно использовать акриловые, масляные, но лучше специально предназначенные для росписи керамической плитки: они более прочные и долговечные. Краску наносят на штамп при помощи кисти или валика, после чего штамп сильно прижимают к поверхности плитки.

Роспись по трафарету предполагает изготовление трафаретного шаблона из выше перечисленных материалов. Трафарет вырезают макетным ножом или скальпелем (но не ножницами!) с предельной аккуратностью, так как от качества трафарета будет зависеть результат работы. Картонный трафарет рекомендуется протерэть смесью из равных частей скипидара и прокипяченного льняного масла. Для трафаретной росписи удобно использовать аэрозольные нитрокраски, предназначенные для окраски автомобиля. Впрочем, также годятся краски акриловые, масляные и специальные для росписи керамической плитки. После каждого использования трафарета его тщательно вытирают.

Вообще, эксперименты с узорами требуют наличия художественного чутья, поэтому, если вы не уверены в себе, лучше ограничится однотонными или хотя бы двухцветными поверхностями, тем более что они все равно, хотите вы того или нет, будут разбавлены "узором" мелких предметов интерьера и прочих безделушек.

В некотором роде разновидностью мелкого узора является фактура облицовочного покрытия. Визуально фактура "схватывается" не так быстро, как цвет или графический узор. Воздействие ее происходит где-то на подсознательном уровне, а потому прочно ассоциируется с теми или иными эмоциональными состояниями. Например, шероховатые фактуры нам кажутся более теплыми и уютными, прочно ассоциируясь с детством, нежели гладкие и блестящие, от которых отдает холодком. Именно поэтому плитка котто и каменная мозаика вызывают ощущение сельского уюта, а мрамор, полированный керамогранит или виниловое покрытие придают помещению отстраненную официальность.

Все фактуры, используемые в пределах одного помещения, должны уравновешивать друг друга. Гладкие фактуры хорошо чувствуют себя в компании с шероховатыми, филигранно обработанные — с грубыми. Особенно большую роль фактурное решение пространства играет в том случае, если цветовой фон — слабый или нейтральный (например, если облицовка выполнена в белых или пастельных тонах).