Проблемы экспертных услуг в России

15 march 2016

Рынок экспертных услуг в России всё ещё переживает период «дикого капитализма». Несмотря на наличие Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, экспертизы зачастую проводят - кто угодно, но только не те, кто должен был бы их проводить на самом деле. Ростехнадзор только пытается выйти из тени, а владельцы целого ряда предприятий всё ещё уверены в том, что малоизвестное ведомство ни на что повлиять не сможет.

К настоящему моменту в Российской Федерации зарегистрированы более двух тысяч организаций, которые обладают лицензиями на проведение промышленной экспертизы. Число их огромно, а качество работы подчас вообще никакое. Фирма, зарегистрированная в Москве, может провести экспертизу объектов, находящихся в Сибири. Никто, конечно же, так далеко не поедет... Отличительная особенность – работа исключительно с документацией, высокие цены и оптимальные для заказчика сроки. Кроме этого, ряд крупных компаний, с внушительными оборотами, могут позволить себе регистрацию экспертных организаций "карманного" толка. С юридической точки зрения всё может быть вроде бы правильно. Однако после проведения двух-трёх экспертиз, выдав несколько пакетов документов, фирмы банкротятся и исчезают. Коррупция и «отмыв» денег поражают российский рынок экспертных услуг с такой силой, что его и рынком-то назвать трудно. Разве что рынком в понимании 90-ых годов, когда покупалось и продавалось буквально всё. Эта ситуация характерна и для экспертизы промышленной безопасности и для строительства и для безопасности энергоснабжения.

Самое поразительное, что делается это с ведома официального органа – Ростехнадзора. Просто по той причине, что лицензирование экспертной деятельности в России, на основании законодательства, носит уведомительный характер. Всё слишком уж просто. Достаточно собрать документацию (заявление и копию документа подтверждающего аттестацию экспертов) и направить в тот же самый Рострехнадзор. Можно понять стремление государства сбросить с себя ряд лишних грузов. Только в результате аналитики и эксперты того же ведомства, который выдаёт лицензии, потом выявляют недобросовестных экспертов и считают, что это 40-50% от общего числа зарегистрированных организаций.

Понятно, что недобросовестная экспертиза – это потенциальные аварии с одной стороны, и взятки с другой. Есть ли выход из данной ситуации? Чиновники Ростехнадзора видят его в системе добровольной аккредитации и создании фиксированных расценок на услуги экспертов. Первое уже имеет ряд положительных отзывов, к примеру, со стороны Европейской комиссии по аккредитации, второе создаст существенный барьер для возникновения ситуаций, когда тот, кому очень надо просто выложит любые деньги.

Каким будет будущее российской промышленной экспертизы – покажет время. Сейчас ясно одно. Необходимо сделать шаг – от системы лоббирования частных интересов – к системе взаимовыгодного диалога общества, независимых экспертов и промышленников.

А между тем, мы регулярно встречаем информационные сообщения о том, что кто-то из сотрудников Ростехнадзора был пойман за руку, и возбуждено уголовное дело по статье 290 УК РФ («Получение взятки»). Они до такой степени привычны, что давно перестали вызывать какие-либо эмоции.