Бензопила

15 марта 2016

Цепные пилы с бензиновым двигателем конструктивно довольно близки к цепным пилам с электроприводом - пильная гарнитура с шиной, звездочки, пень. Но поскольку привод осуществляется от двигателя внутреннего сгорания, то в конструкции появляется карбюратор, сцепление и даже коробка передач, сближающие бензопилу с мотоциклом.

Отечественные потребители хорошо знакомы с бензопилой «Дружба», долгое время остававшейся, пожалуй, единственной цепной пилой с бензоприводом, доступной нашему потребителю, так как импортные бензо- и электропилы помнились на нашем рынке сравнительно недавно.

У бензопилы, как и у электрической цепной пилы, различают четыре области применения; лесозаготовки, строительные работы, столярно-плотницкие работы и собственно работы и саду. Соответственно выполняемым задачам выпускаются бензопилы профессиональные, полупрофессиональные и бытовые. Отличие между этими классами а мощности и длительности непрерывной работы пилы.

Бытовая бензопила рассчитана на непродолжительную непрерывную работу, да и не особенно часто, поэтому она проста и сравнительно дешева. Полупрофессиональные модели можно использовать на всех видах работ, в том числе и на лесозаготовках, но они не рассчитаны на круглогодичное использование по 8-10 часов каждый день. А профессиональная модель кроме высокой мощности обладает высоким ресурсом и предназначена для каждодневного круглогодичного использования на лесосеке в несколько смен.

Поскольку на пиле установлен двигатель внутреннего сгорания, то там есть карбюратор, тлупштель, воздушный фильтр, но все эти элементы имеют свою специфику. Для карбюратора, например, очень существенна виброзащита - иначе под вовдойствием интенсивной вибрации жидкое топливо может превратиться в пену еще до жиклера.

Бытовые и профессиональные модели отличаются пильными гарнитурами. В пильной гарнитуре основные элементы, определяющие свойства пилы - это шина и цепь. На бытовых бензопилах устанавливают узкие плоские шины, рассчитанные на неквалифицированных пользователей, или облегченные шины из двух металлических пластин с пластиковым заполнением пространства между пластинами для облегчения инструмента.

На бензопилы для тяжелых работ ставят широкие шины, нередко с заменяемыми головками для обеспечения длительной напряженной эксплуатации. По шине движется (скользит) втулочно-ролико-вая цепь с режущими зубьями, и главное в этой цепи - величина шага. В международном масштабе стандартизованы для цепей цепных пил три размера шага - 0,325 дюйма, 0,375 дюйма и 0,404 дюйма. Чтобы не путаться в цифрах самых ходовых размеров, принято обозначать величину шага следующим образом - 0,325 дюйма, ч/8 дюйма и 0,404 дюйма, поскольку дробь десятичную и дробь простую спутать сложнее. Шаг цепи влияет на особенности распила - чем больше эта величина, тем активнее зубья вгрызаются в материал и тем большая мощность для этого требуется. Именно поэтому у более мощных бензопил шаг цепи обычно равен 3/8 (или даже 0,404 дюйма). Но как видно из таблиц, даже на мощных бензопилах встречается цепь с шагом 0,325 дюйма.

Большую роль играет профиль зубьев. Для непрофессиональной работы обычно используются «низкопрофильные» цепи - они при малой вибрации дают чистый распил, но обладают малой производительностью. Для профессиональной работы и тяжелых условий используют «высокопрофильные» цепи - у них зубья крупнее, выше производительность, но при работе такие цепи характеризуются высокой степенью вибрации. Нередко цепи для тяжелых условий работы снабжают зубьями с твердосплавными пластинками или со специальным профилем зубьев с закалкой.

Для снижения уровня вибрации используется особая форма цепи и между шиной и цепью образуется небольшой зазор, выполняющий роль амортизатора - этот зазор не позволяет зубьям цепи заклиниваться между шиной и распиливаемой древесиной. Этот прием, разработанный фирмой «Oregon», позволяет снизить удары от таких микрозаклиниваний, понизить уровень вибрации и облегчить работу пилой. Пильная цепь требует постоянной смазки, и на цепных пилах устанавливают емкости для смазки и насосы для подачи масла к цепи. Для улучшения условий смазки разработана даже специальная форма соединительных звеньев с внутренними полостями («LubriLink»). Эти маленькие резервуары удерживают смазку и не дают ей вытекать под действием центробежных сил при огибании цепью звездочек.

Самой опасной ситуацией для цепной пилы считается возникновение обратного удара - резкого отброса пилы в сторону работающего. Обратный удар возникает при соприкосновении конца пильной шины с распиливаемой поверхностью. При обратном ударе для предотвращения травмы необходимо очень быстро остановить движение цепи. В этой ситуации у современных цепных пил включается аварийный тормоз, останавливающий движение цепи за 0,1 секунды и срабатывающий от щитка у левой руки работающего.

Перед запуском пилы щиток переводится в заднее положение, а при обратном ударе рука работающего упирается в щиток, смещает его и таким образом приводит в действие тормоз. На некоторых моделях защитный щиток и тормоз срабатывают от сил инерции в момент обратного удара при резком подъеме конца пилы или даже просто от резкого перемещения пилы в любом направлении. Из перечисленных в таблицах моделей бензопил только бензопила «Дружба» не имеет такого тормоза.

Для исключения возможности возникновения обратного удара некоторые модели бензопил оборудуются специальными защитными секторами на конце пилы, закрывающими цепь и не дающими возможность пилить концом пилы и возникнуть обратному удару. Но, как оказывается, обратный удар не везде считается опасным. Так, Шведские стандарты безопасности допускают возможность работы концом пилы, и это считается безопасным при наличии у пильщика соответствующих профессиональных навыков. Шведские лесорубы врезаются в ствол дерева именно концом пилы и делают им кольцевой надрез, а уже затем углубляют его. Такой прием палки леса позволяет спилить дерево в два раза толще длины шины пилы, но и тербует при этом весьма высокой квалификации (и физической силы).

Работа с бензопилой связана с опасностью травм глаз и кожных покровов, поэтому работать необходимо в защитных очках и в перчатках, а при работах с деревьями требуется защитная каска (на многих моделях это указывается в виде соответствующих пиктограмм).