Материалы для паркетных работ

15 марта 2016
 

Для паркета традиционно берут древесину лиственных, а не смолистых хвойных пород - она более износостойка и тверда. Но и среди листвен-ных одни породы - стабильные и твердые, другие - капризные и мягкие; одни - знакомые с детства, другие - экзотические, как райские птицы.

При этом практика создания паркетов регулярно обогащается историями о заказчиках, которые (придя в "ПАРКЕТ ХОЛЛ", "ИНТЕГРАФ", "КОВЧЕГ", CONTI & CONTI, "ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ", "КРЕДИТ КЕРАМИКУ", "МИР ПАРКЕТА" или еще куда-нибудь), однажды взяв в руки гладкую, словно лянцевую, бронзово-красную паркетную планку из дерева кумару, привезенную аж с берегов Амазонки, или коричневую клепку из дерева мукуши, будто отлитую из темной вулканической лавы с мутным эмалевым блеском, или вспомнив солнечную светоносность обычной сосновой доски, уж не желают ничего иного, забывая и доводы разума, и предупреждения профессионалов...

Как правило, выбирая паркет, исходят из понравившегося цвета и рисунка древесины. В цветах и рисунках разных пород древесины (где глаз обывателя едва различит десяток желто-коричневых оттенков) профессионалы видят огромное колористическое и структурное разнообразие. Сделать правильный выбор, сообразуясь с физико-механическими свойствами того или иного дерева, непросто.

По цвету профессионалы условно разделяют палитру паркетных пород на 6 групп: светлые, желтые, розовые, красные, коричневые, темные.

Количество пород действительно велико. Есть - созданные из одних достоинств, есть - из достоинств вперемешку с недостатками, но имеются и такие, что... Впрочем, судите сами.

Кроме паркета, свойства и виды которого описаны в предыдущей главе «Материалы для отделки», паркетчик использует ряд других материалов.

При укладке паркета по всему периметру помещения между кромкой пола и стеной остаются щели. Их прикрывают при помощи плинтусов или галтелей, изготовленных из хвойных пород дерева (сосны, ели, лиственницы, кедра). Лишь в тех помещениях, где влажность воздуха менее 70%, рекомендуется применять плинтуса и галтели из бука, березы, ольхи, липы, осины или тополя. Для улучшения звукоизоляции при настилке пола из паркета применяют древесноволокнистые плиты (ДВП). Твердые и сверхтвердые ДВП толщиной 4 мм используют для выравнивания и распределения нагрузок при укладке паркета по неровным и недостаточно прочным основаниям.
При устройстве черного деревянного пола, паркетного пола под паркетные доски, щитовой паркет укладывают лаги — нестроганые доски 2-го и 3-го сорта из древесины хвойных и лиственных пород. Толщина лаг — 25-40 мм, а ширина — 80-100 мм. Чтобы штучный паркет, уложенный по черному деревянному настилу, не скрипел, под него кладут слой тонкого картона или бумаги.
Для крепления досок настила черного пола, паркетных досок и щитов к лагам используют гвозди диаметром 2-2,5 мм и длиной 50-60 мм; для крепления штучного паркета к деревянному основанию — гвозди диаметром 1,6-1,7 мм и длиной 40 мм.

Многослойная паркетная доска

Ее и придумали как радикальную замену штучному паркету и массивной паркетной доске. Сравнительно новый материал так же экологически чист и полностью натурален, так же красив, не менее прочен и износостоек, а при должном уходе - еще и очень долговечен. При этом он существенно проще в укладке, легче, тоньше и, наконец, дешевле. В сегодняшней Европе 60% деревянных полов - это полы именно из трехслойной паркетной доски

Известно, что пластина, склеенная из нескольких слоев дерева, прочнее, чем пластина такой же толщины из деревянного массива. Тело современной паркетной доски состоит из трех слоев. Верхний, "рабочий" слой имеет толщину от 0,5 до 4-6 мм (например, у Kahrs Linnea от KAHRS, TARKETT, HOHNS, FORBO, у модели Haro от HAMBERGER и др.). Его делают из ценной породы дерева и располагают, как правило, волокнами вдоль длинной стороны доски. Волокна среднего слоя идут поперек волокон верхнего, а волокна нижнего слоя вновь поперек волокон предшествующего. При изменении влажности древесина изменяет размеры вдоль волокон значительно меньше, чем поперек. В этом и состоит вся изюминка изобретения: взаимно перпендикулярные слои сдерживают линейное расширение друг друга, что сводит к минимуму деформацию всего изделия в целом. Вот почему трехслойная паркетная доска деформируется под влиянием колебаний температурно-влажностного режима в три раза меньше, чем штучные планки или массивная доска.

 

Узорный паркет из цветной древесины - так называемый наборный, или художественный, - имеет очень древнюю историю. Полы из различных пород дерева изготавливались еще 3 тысячи лет назад. В России все началось с того, что Петр I своей рукой составил орнаменты для дворцовых паркетов в проектируемом тогда Петергофе. В этот момент официально родился русский художественный паркет. Над его рисунками сначала трудились иностранцы (Леблон, Растрелли, Фальконе), а потом и русские мастера. Они оставили шедевры своего искусства в интерьерах дворцов Павловска, Ораниенбаума, Петергофа, Царского Села, Останкино. Об особенностях применения различных пород паркетной древесины, а также правилах создания паркетного пола мы писали в NN 4 и 5 за 2001 год.

Узорный наборный паркет существенно отличается от штучного. Ведь он имеет большое количество разнообразных по форме деревянных деталей, часто криволинейных. Эти элементы не могут соединяться по принципу "паз - гребень", как типовые штучные планки. Художественный паркет набирают из нескольких пород дерева, различающихся по цвету и тону (подобно тому как из разных пород разноцветного мрамора создается флорентийская мозаика). В России, кроме местных березы, ольхи, сосны, лиственницы, клена, груши, яблони, вяза, можжевельника и др., для паркета, в том числе художественного, постепенно стали широко применять привозную "заморскую" древесину: фиолетовый палисандр, розовый амарант, желтое и красное сандаловое дерево, шелковицу, черное эбеновое и табачное дерево, белый и красный кипарис, тисс, чинару, тую, оливковое дерево. Использование этих непохожих, разнообразных по рисунку живых материалов позволяло создавать самые прихотливые и сложные узоры. В XVII-XVIII веках наборный паркет изготавливали в виде отдельных щитов, на которые наклеивали тонкие листы цветной древесины нужного рисунка. Щиты укладывали на решетку из брусьев (отдаленно напоминающую современные лаги).

Долгая история художественного паркета, подарившая мировой культуре многочисленные уникальные шедевры, знала спады и подъемы. В XVII-XIX веках нигде в мире не было таких разнообразных и высокохудожественных полов, как в России. Сейчас это изысканное ремесло переживает очередной расцвет. Он поддержан новыми технологиями сушки, особо точной обработки и раскроя древесины, а также современными методами укладки полов.

"Пироги" наборного и штучного паркета не принципиально отличаются друг от друга. Просто детали художественного паркета не скрепляются между собой, а крепятся к основанию. Наборное покрытие можно удачно сочетать со штучным, и это делают весьма часто. Например, пол из штучного паркета можно облагородить не только красивой необычной схемой укладки, но и вставными наборными "оазисами", которые превратят его в художественное произведение.