Немного о свете и цвете

15 march 2016

Основы цветоведения.
Одним из важнейших показателен малярного покрытия является цвет, который по-разному воспринимается при дневном и искусственном освещении. Для окрашивающих составов применяют пигменты различных цветов и оттенков, которые имеют в своей основе семь главных цветов спектра: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий и фиолетовый.
Кроме того зрительное восприятие обеспечивается цветом лучей, отраженных от прозрачной поверхности, или прошедших через нее. При отражении всех лучей спектра мы видим белый цвет, при полном поглощении черный, зеленый цвет - при отражении зеленого и близких к нему по спектру и т.д. Для определения цветов их делят на ахроматические (бесцветные) и хроматические (цветные).

Ахроматические цвета - белый и черный, а также серые, получаемые их смешением, в спектре отсутствуют. Они в разной степени отражают свет. Так, порошок окиси магния, отражающий до 96% лучей, считается самым белым цветом, а черный бархат или ламповая копоть, отражающие 0,3% лучей - наиболее черным. Возможности человеческого глаза позволяют различить всего 300 ахроматических цветов.

Хроматические цвета - все остальные, имеющие тот или иной цветовой тон. Их образуют смешением цветом между собой, а также с черным или белым. Любой хроматический цвет характеризуется цветовым тоном, светлотой или насыщенностью. Цветовой тон определяют длиной волы соответствующего участка спектра. От добавления белого или черного изменяется светлота, характеризующаяся коэффициентом отражения. При добавлении к любому хроматическому цвету равного по светлоте серого цвета цветовой тон не изменится, но уменьшается светлота хроматического цвета или его насыщенность.

В спектре выделяют три основных цвета: красный, желтый и голубой, их нельзя получить смешением других цветов, в то время как все остальные можно. Так, зеленый получают смешением желтого и голубого; оранжевый - красного и желтого; фиолетовый - красного и голубого и т.д. Такие цвета называют смешанными. Применяемые в малярных работах пигменты позволяют получить составы всех основных и смешанных цветов. Каждый из них может быть темнее или светлее при добавлении черных или белых пигментов, что используется для затемнения и разбелов.

Для приготовления окрашивающих составов со смягченным цветовым тоном применяют дополнительные цвета, которые при смешивании с хроматическим цветом в определенных пропорциях дают серый (ахроматический) цвет. Дополнительные цвета усиливают друг друга. Так, красный рисунок на зеленом фоне увеличивает яркость и красного, и зеленого цветов; на голубом фоне эффектно выделяются желтый или золотистый, белый или оранжевые рисунки. Эти свойства используют при подборе цвета филенок, орнаментов, трафаретов, при окрашивании стен, перегородок и т.д.

Окрашивающие составы разделяют на четыре основные группы: цельные из пигментов без разбелов (белых пигментов); густые, где цветной пигмент преобладает над белым; нормальные, где содержится разное количество цветных и белых пигментов разбеленные, где преобладают белые пигменты, а цветные вводят для подсветки.

Цвета окрашивающих составов делят на теплые и холодные; к первым относят красные, оранжевые и желтые. Некоторые являются переходными в зависимости от преобладания в них теплых или холодных тонов, например фиолетовый и зеленый. Выбор цвета для окрашивания внутренних помещений, фасадов зданий имеет определенные закономерности и нормы, заисящие от географической ориентировки, интенсивно-освещения, фона соседних зданий или сооружений и т п. Так, помещения, ориентированные на юг, принято окрашивать в холодные тона.

Различают тяжелые (темные) и легкие (светлые) тона, которые также учитывают для различных конструкций зданий и сооружений. При выборе цветов для окрашивания производственных помещений следует учитывать условия труда работающих там людей. Например, для работы при высоких температурах предпочтительны холодные тона, а для работы при низких температурах - теплые (помещения с люминесцентным освещением, холодильники, склады, входные, подъезды и т.д.). Цвета машин, оборудования, контейнеров и т.п. должны отличаться от общего тона помещения, но не быть зрительно несовместимыми. Шероховатые поверхности во многих случаях предпочтительнее глянцевых.