Цветовое решение облицовки

15 march 2016

Одной из наиболее сложных художественных задач является выбор цветовой гаммы помещения. Конечно же, общее цветовое решение пространства во многом определяется вкусом его обитателей, однако не стоит забывать и о том, что вам в этом помещении жить или, по крайней мере, бывать практически каждый день. Знание свойств цвета и особенностей его восприятия позволяет не только сделать помещение красивым и пригодным для жилья, но также изменить его параметры: маленькое помещение визуально увеличить, большое — уменьшить, "поднять" потолок в низком помещении или, наоборот, "приблизить" высокий потолок к полу, вменить форму помещения и т.п.

При выборе цветового решения помещения следует учитывать следующие факторы: назначение помещения; его размеры и пропорции; расположение основных элементов интерьера; освещение.
При выборе цвета облицовки необходимо следует ориентироваться на его тон, насыщенность и оттенок. Тон — это мера светлого или темного оттенка. Насыщенность — мера яркости цвета. Чем больше облицовочное покрытие по размеру, тем насыщеннее выглядит цвет.

Оттенок зависит от пропорционального соотношения вставляющих цвет компонентов. Так, в малиновом оттенке больше синего компонента, чем в красном.
Есть еще такая характеристика цвета, как теплота, однако она не является объективной и, скорее, указывает на те ощущения, которые вызывает цвет у человека. Теплые цвета — это чисто красный, оранжевый или желтый, холодные цвета — синий и зеленый. Ситуация осложняется тем, что и желтый и храсный могут холодными (например, лимонного или малинового оттенка), а салатовый оттенок зеленого цвета с большим содержанием желтого компонента правильнее отнести к теплым цветам. В целом теплые цвета кажутся ближе, поэтому на нейтральном или холодном фоне они активно бросаются в глаза. Наоборот, холодные цвета производят впечатление удаленных в пространстве.

До начала облицовочных работ первым делом выбирается доминирующий цвет или доминирующее цветовое сочетание пространства, под которое подбираются остальные цвета и оттенки. Для удобства дизайнеры интерьеров рекомендуют создать так называемую "тональную панель". Это картонная панель с образцами декоративных покрытий помещения, начиная от образца обоев или краски для стен и заканчивая мебельной обивкой или какой-нибудь кружевной салфеткой на тумбочке. Основная цель, которую преследует создание тональной панели, — это дать представление об общем цветовом решении будущего помещения, что позволит избежать грубых и нередко дорогостоящих ошибок. Большую часть панели занимает образец стенового покрытия.

Образцы стараются вырезать в соответствии с реальными размерами элементов, и располагают их примерно так же, как будут расположены соответствующие им элементы интерьера в реальности.
Чаще всего внутреннее оформление помещения строится на контрастных цветах или на сочетании нескольких оттенков одного цвета. Первый вариант — более динамичный и часто более интересный, второй — более верный (что важно, если вы неуверенны в собственных художественных способностях).

Цвета "вырви глаз", типа цвета фуксии, должны быть исключены из интерьера еще на самом старте, так как в их окружении невозможно долго находиться. Не рекомендуется использовать в оформлении одного помещения слишком много разных цветов. Подавляющая однотонность пространства также нежелательна. Исключение составляет интерьер, выполненный в белой или приближенной к нему по цвету гамме.

При комбинировании цветов следует учитывать их сочетаемость друг с другом. Так, черный цвет хорошо сочетается с такими яркими цветами, как красным, оранжевым или желтым, и, конечно же, с белым. Белая и серая плитка эффектно смотрятся практически со всеми цветами. Темно-синий и фиолетовый хороши рядом с контрастными желтым (для первого) и желто-зеленым (для второго). А вот красно-зеленое сочетание, особенно в равных пропорциях, лучше не использовать. Впрочем, при наличии художественного вкуса даже последнее сочетание может оказаться интересным.

Наиболее излюбленные цветовые сочетания, проверенные временем, — это:
— синий и белый, характерное для многих культур и идеально подходящее для оформления кухни;
— синий и песочный (или другой земляной цвет), свойственный стилю а-ля кантри;
— серо-голубой и кремово-желтый;
— красный и желтый (золотой);
— ярко-зеленый и ярко-желтый.

Контрастные сочетания лучше составлять из цветов одинаковой яркости или тона.
При использовании плиток нескольких цветов сразу возникает вопрос: каким образом их располагать в пространстве, чтобы это выглядело красиво. Существует несколько художественных приемов сочетания модулей разного цвета:
1. классический: темный низ - светлый верх с бордюром посередине;
2. произвольное или регулярное чередование плиток 3-4 цветов;
3. шахматная укладка из плиток двух цветов;
4. зонирование пространства.

В последнее время все большую популярность приобретает прием зонирования пространства. При помощи фоновой плитки разных цветов или декоративных вставок визуально выделяют несколько функциональных зон помещения Например, зону вокруг умывальника, зону в районе унитаза зону душевой кабины и т.д. Зонирование пространства больше всего подходит для помещений большого и среднего размера.

Напольное покрытие обычно делают однотонным, особенно, если стены облицованы разноцветной плиткой с использованием декоративных вставок и бордюров. Если же вертикальные поверхности оформлены скромно, то у вас появляется отличная возможность поэкспериментировать с напольным покрытием.

Путем грамотного подбора цветов можно изменить параметры и пропорции помещения.
Облицовочное покрытие белого цвета визуально увеличивает объем, поэтому рекомендуется для небольших помещений. Кроме белого, иллюзию большого пространства создает облицовка очень светлого и очень темного (черного, темно-синего, фиолетового) цвета. При этом плитку интенсивно фиолетовой окраски лучше использовать в небольших количествах, в качестве декоративной отделки. Для фона больше подходит фиолетовая плитка приглушенного оттенка.

Слишком яркие цвета работают на зрительное уменьшение пространства. Они поглощают много солнечного света, поэтому делают комнату меньше и темнее, но при этом создают неповторимую атмосферу интимности и уюта. Наоборот, нежные и светлые пастельные тона делают помещение более просторным и наполненным светом.

Теплые цвета и темные оттенки создают иллюзию приближения, а потому визуально уменьшают размеры пространства. Холодные цвета и светлые тона визуально удаляют поверхности и создают иллюзию большого пространства.
Использование одного цвета в оформлении помещения обычно сохраняет его исходные пропорции. Темные полы в небольшой комнате создадут иллюзию нежелательной тесноты, даже если стены будут светлыми. Светлые полы оживят комнату и сделают ее менее гнетущей даже при темных стенах.

Темный потолок рядом со светлыми стенами будет казаться ниже, чем он есть на самом деле, а потолок более светлый, чем стены, — выше. Если в темный цвет "одеть" не только потолок, но и верхнюю часть стен, то помещение покажется вам низким и широким.
Если одну из стен помещения сделать более светлой, чем остальные, то она будет казаться более удаленной, благодаря чему возникнет эффект вытянутой в одном направлении комнаты. Наоборот, если одну стену облицевать темной плиткой, то она покажется ближе, чем есть на самом деле. Такая иллюзия рекомендуется для непропорционально вытянутых помещений.

Цветовое решение облицовки не только изменяет визуальное восприятие помещения, но и создает определенную атмосферу.
Яркие, преимущественно теплые цвета поднимают настроение, наполняют помещение энергией и жизнью. Нежные пастельные тона создают умиротворяющую атмосферу, настраивают человека на мечтательный лад, поэтому их обычно используют для оформления спальной комнаты.

Земляные краски (охра, терракота, красно-коричневые цвета, ржавчина) сами по себе скучны и тяжеловаты, но в сочетании с оливковым, зеленым или серым цветом, а также с оригинальными, несколько грубыми фактурами смотрятся великолепно и создают совершенно особую атмосферу тепла и уюта.
Доминирующий белый цвет диктует повышенные требования к форме и фактуре отделочных материалов и предметов интерьера. Когда отсутствует цвет, глазу необходимо что-то, за что он мог бы зацепиться. В целом, белый и близкие к нему цвета создают аскетичную, сдержанную атмосферу.

Не самое комфортное место для жизни — красная комната. Красный цвет очень активно воздействует на человеческий организм: уже спустя несколько минут после пребывания в красной комнате отмечают повышение артериального давления и учащение сердцебиения. Понятно, что долго находиться в таком помещении опасно для здоровья. Вместо чисто красного цвета лучше использовать сложные оттенки: красно-фиолетовый, красно-оранжевый, терракотовый и пр. Темные оттенки красного цвета ассоциируются с роскошью.

Чистый оранжевый цвет также нежелателен в больших количествах, так как достаточно быстро надоедает и даже начинает раздражать. Лучше использовать темные или светлые оттенки оранжевого, простые и расслабляющие. А вот желтая плитка, за исключением лимонно-желтой, — неплохой вариант для ванной комнаты или кухни. Она не только дарит ощущение летнего тепла, но и прекрасно сочетается со многими цветами.

Голубой цвет следует использовать крайне осторожно. В ванной комнате, облицованной голубой плиткой, вы будете чувствовать себя менее комфортно, нежели в помещении с плиткой теплого цвета, так как холодный и освещающий голубой цвет создает ощущение более низкой температуры, нежели есть на самом деле. Для кухни голубой или синий фон вообще не рекомендуется как снижающий аппетит (что, впрочем, может оказаться полезным для людей, склонных к перееданию и живущих от диеты к диете).

Зеленый цвет ассоциируется с природой, при этом темные тона зеленого создают несколько строгую атмосферу, а светлые тона оживляют помещение, делают его легким и веселым. Зеленую плитку часто используют в оформлении кухонь и столовых, особенно спроектированных в стиле кантри.

Наиболее распространенный и приемлемый цвет для облицовочной плитки — светло-коричневый или бежевый. Этот нейтральный цвет будет уместным практически в любом помещении.
При выборе цветового решения помещения необходимо принимать во внимание параметры освещения. Одни и те же цвета под лучами утреннего солнца и на закате дня будут смотреться по-разному, не говоря уже об искусственном освещении.
Дневной свет состоит из всех цветов спектра. В разное время суток общий оттенок дневного света подвержен изменениям. Ранним утром в нем преобладает красная составляющая, а на закате дня — синяя. В полдень дневной свет становится нейтральным.

Искусственное освещение также изменяет оттенки окружающих нас цветов: лампы накаливания добавляют желтизны, галогенные лампы дают ярко-белый цвет, а флуоресцентные лампы — голубизну. В целом, свет от ламп накаливания делает комнату теплее и уютнее. Галогенное и флуоресцентное освещение лучше сочетается с яркими насыщенными цветами. А вот приглушенные оттенки (например, пастельные цвета) под светом галогенных и флуоресцентных ламп становятся сухими и безжизненными.

В целом темная облицовка предполагает хорошее естественное и искусственное освещение, в противном случае а помещении будет слишком мрачно. Особенно чувствителен к освещению синий цвет. Насыщенно темно-синий цвет выглядит лишь при искусственном освещении; а при скудном естественном свете или в пасмурную погоду значительно проигрывает. Темно-коричневая плитка, глазурованная или нет, практически не отражает света и редко когда хорошо смотрится даже при обильном освещении. Наоборот, облицовка светлых тонов, обладающая великолепной отражающей способностью, не теряет своей привлекательности даже в условиях недостаточного освещения.

Обратите внимание, что расположенные под прямым углом друг к другу одинаковые по цвету, тону и фактуре поверхности воспринимаются по-разному. Это объясняется тем, что свет на них падает под разным углом. Поэтому абсолютно одинаковой по цвету облицовки на вертикальных и горизонтальных поверхностях достичь невозможно.