Сера в дизтопливе
Соединения серы в ДТ – это неизменная часть фракционного состава, но массовая доля вещества при этом может варьироваться в зависимости от степени и качества очистки в процессе перегонки нефтепродукта. При горении дизтоплива образовывается серосодержащий газ, объём которого будет зависеть от количества вещества в исходном составе. При воздействии высоких температур образуется так называемая газовая коррозия металлов, а при влиянии низких – сернистые и серные кислоты. То есть любое выпадение за рамки норм вызовет негативное влияние на узлы и системы механизмов.
Сера в ДТ: нормативы её содержания
Категория очистки ДТ обуславливает наличие в нём определённого количества серы, то есть оно может быть сернистым (0,2%) или малосернистым (до 0,035 %).
Таким образом, 350 мг/кг соотносимо со стандартом Евро 3, 10мг/кг – Евро 5.
В соответствии с ГОСТ 305-82 выпускается топливо следующих категорий:
- 500 мг/кг – 2ой вид;
- 200 мг/кг – 1ый вид;
- меньше 200 мг/кг – сорт высший.
Различия новых и старых стандартов обусловлены наличием большого количества техники, функционирующей на дизтопливе по отечественному ГОСТ. Помимо этого большинство предприятий специализируется на выпуске ДТ с 0,05-0,2 % содержанием серы. Поэтому производство данного топлива в настоящее время осуществляется по ГОСТ (до 80% общего объёма) и более 30 разных ТУ, в соответствии с которыми нефтеперерабатывающими предприятиями изготавливается ДТ для различных видов техники. Потому величину 0,2% содержания серы в ДТ можно считать базовой для отечественного рынка.
Помимо этого в последнее время производится специализированное ДТ с улучшенными характеристиками и нормой содержания серных соединений 0,05%, а так же так называемое «экологичное» топливо с показателями 0,035 %.
При этом стоит отметить, что понижение уровня вещества (менее 0,035 %) способно уменьшать смазочные характеристики ДТ. В результате чего может повыситься нагрузка на насос ВД и понизиться период эксплуатации топливных узлов.
Для профилактики таких ситуаций в состав данного топлива вводятся дополнительные специальные присадки, способствующие улучшению смазочных качеств.
Плюсы и минусы сернистых соединений в ДТ
В первоначальном нефтяном сырье содержится несколько видов различных сернистых веществ и их соединений, превышающих количество углеводородов. При этом здесь есть как вещества, способные вызывать коррозию и дестабилизировать горючее, так и достаточно стойкие соединения, оказывающие антиокислительный эффект и ввиду поверхностной активности снижать уровень износа узлов.
Таким образом, не все вещества одинаково негативны и при правильной трактовке могут быть хорошим сырьевым источником, пока что требующим более подробного изучения.
В настоящее время количество серосодержащих соединений регламентировано. При производстве топлива ведётся предварительная работа по выбору изначального сырья с ограниченным содержанием серы. Другой вариант – выбор метода глубокой переработки нефтепродуктов с высокосернистым индексом, при котором данные соединения преобразовываются различными способами: гидроочисткой, крекингом и др.
Источник: «Конекс Ойл» - доставка дизельного топлива.