Минстрою отказали в революции отрасли
Попытка Хамита Мавлиярова утвердить революционный техрегламент «О безопасности зданий и сооружений» в очередной раз провалилась. Отраслевое сообщество, министерства и крупные компании жестко раскритиковали новую версию законопроекта. Эксперты утверждают, что документом замыкается принятие любых решений на Минстрое и для этого нарушаются все возможные нормы и правила. Более того, упорные попытки ведомства «протащить» документ только препятствуют принятию нескольких ключевых для отрасли документов на уровне ЕАЭС.
Минпромторг, Минтранс, Минэнерго и комитет РСПП по техрегулированию, стандартизации и оценке соответствия представили свои заключения на обновленный законопроект Минстроя, которым вносятся кардинальные изменения в федеральный закон «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Обновленный законопроект подписан замминистра строительства Хамитом Мавлияровым 8 июня 2018 года и разослан по девяти федеральным органам исполнительной власти. Все четыре заключения (доступны на сайте РСПП) содержат резко отрицательную оценку.
В отзыве комитета РСПП (на 11 страницах) сказано, в частности, что строительные нормы, обязательные для применения, и строительные правила, добровольные для применения, предлагаемые законопроектом взамен сводов правил и национальных стандартов), не предусмотрены действующими документами по стандартизации и являются принципиально новыми видами.
Такая замена, вторит РСПП Минпромторг, не обоснована, поскольку процедура и экспертиза разработки новых норм «не обеспечивают необходимый уровень прозрачности, а также участия всех заинтересованных сторон. Ведь функциями по установлению и строительных норм, и строительных правил наделяется только Минстрой.
Более того, Минстрой предлагает создать так называемый федеральный реестр необходимых нормативных документов, куда фактически по своему усмотрению будет включать (или не включать) нормативные документы, касающиеся обеспечения безопасности зданий и сооружений. Это нововведение, по мнению РСПП, содержит «коррупциогенную составляющую, так как в законопроекте не определены правила и процедуры определения оценки влияния данных документов на безопасность зданий и сооружений».
«Предлагаемое законопроектом регулирование концептуально изменяет систему технического регулирования в области обеспечения безопасности зданий и сооружений», — поясняет замминистра промышленности Виктор Евтухов, подписавший заключение от имени Минпромторга.
Также предлагаемый вариант техрегламента исключает использование СТУ, что, считают в Минпромторге, «существенно усложнит (или сделает невозможным) проектирование новых сложных и уникальных объектов в стратегически важных для РФ».
Председатель Комитета ТПП РФ по техническому регулированию, стандартизации и качеству продукции Сергей Пугачев пояснил Ради Дома PRO, что законопроект вносится в течение последних трех лет с регулярностью раз в полгода. По законопроекту Минстрой фактически получает полное управление всеми нормативными документами в строительстве и полный контроль над всеми министерствами и ведомствами в этом отношении. При этом заодно пересматривается вся нормативную базу в строительстве, которая уже принята — своды правил, СанПиНы, ГОСТы и т.д.
«Поэтому цена вопроса высока», — говорит Пугачев.
Эксперт отмечает, что законопроектом отменяется не только вся существующая нормативно-техническая база отрасли, но и смежных отраслей. Так, «Газпром», который для транспортировки газа использует свои стандарты для обеспечения безопасной эксплуатации транспорта, чтобы попасть в реестр Минстроя, должен будет в течение года перевести свой стандарт в совершенно новый формат. То же самое — с транспортировкой нефти. Поэтому на проект техрегламента накопилось огромное количество отрицательных отзывов как со стороны министерств, так и со стороны отраслевого сообщества и крупных компаний.
Новый вариант законопроекта, продолжает Пугачев, оказался еще хуже. Обновленным документом дается право по всем восьми обязательным требованиям, установленным в регламенте, писать нормативно-правовые акты любому ведомству. То есть, например, МЧС, кроме норм пожарной безопасности, предоставляется возможность писать правила по механической прочности и устойчивости или по условиям проживания.
Из-за бесконечного рассмотрения этого законопроекта, говорит Пугачев, объявлен мораторий на разработку и актуализацию существующих сводов правил.
«Государством с 2015 года на эти цели потрачено 2,209 млрд. Деньги потрачены, своды правил написаны, а действуют старые. Потому что Минстрой ввел мораторий, якобы чтобы не вводить строителей и проектировщиков в заблуждение, поскольку с появлением этого законопроекта должны появиться новые нормы и правила», — объясняет эксперт.
Кроме того, из-за этого документа заморожено принятие соответствующего техрегламента ЕвразЭС. А этот регламент распространяется еще и на строительные материалы и изделия.
«И поэтому в стране восемь лет нет обязательных требований для строительных материалов и изделий. А мы опять на три-четыре года откладываем этот процесс», — заключает Сергей Пугачев.