Российский ламинат вытесняет китайский ширпотреб
В стране стремительно растет производство ламината — продукция отечественных заводов вытесняет с рынка изделия китайских конкурентов. Тем не менее, мощности российских предприятий загружены пока чуть больше, чем наполовину, отмечают эксперты. Дальнейшему увеличению объемов выпуска ламината поспособствует, в частности, его высокий экспортный потенциал.
Как рассказали Ради Дома PRO в агентстве Abarus Market Research, в 2016 году в России было произведено более 80 млн кв. м ламината. При этом в прошлом году рост производства составил 24%, а в 2015-м (по сравнению с 2014-м) — 30%.
Сейчас на территории России работает восемь заводов по производству ламинированных напольных покрытий, четыре из которых — новые, работающие всего несколько лет. В основном производят ламинат в России иностранные компании. И только два небольших предприятия («РБК-Ламинат» и ООО «Латат») располагают российским капиталом, хотя и зарубежным оборудованием.
В настоящее время страна располагает мощностями по производству ламината в размере 153 млн кв. м в год, но мощности пока загружены на 55%, утверждают Abarus Market Research. В России производится ламинат всех ценовых категорий, от дорогого до самого дешевого. Самый обширный ценовой сегмент — это диапазон от 400 до 700 руб. за кв. м для ламината 33 класса, и от 300 до 500 руб. для ламината 32 класса.
«У дешевого российского ламината конкурентов, кроме линолеума, практически нет», — отмечает директор по исследованиям агентства Вера Никольская. Поэтому в 2017-м году ожидается, что объем выпуска снова вырастет процентов на 10%.
По словам эксперта, импорт на рынке ламината долгое время играл очень заметную роль. Но в 2015-м году упал в два раза из-за роста внутреннего производства и продолжающегося удешевления российской валюты. Снизился даже импорт из Китая, который всегда доставлял немало головной боли российским производителям.
А вот экспорт, наоборот, растет стремительно. В 2016 году было вывезено почти 20 млн кв. м. При этом, если до недавнего времени российский ламинат пользовался спросом только в странах бывшего СССР, то теперь к ним присоединилось дальнее зарубежье — Румыния, Сербия, Венгрия, Турция, Польша и другие.
Ответные российские санкции и удешевление рубля сыграли на руку многим российским производителям, работающим в строительной отрасли, объясняет Никольская. И особенно ярко это проявилось в сегментах, где долгое время сохранялся высокий спрос на импортные материалы. Именно к таким сегментам относится рынок ламината: поэтому импорт упал, привлекательность экспорта выросла, внутреннее производство расширяется, чтобы «застолбить» потерянные импортерами позиции.
Кроме того, рынок напольных покрытий постепенно переориентируется с рулонных материалов на штучные, сборные. Время настилаемых рулонных полов постепенно проходит. Помимо ламината, в относительно доступном ценовом сегменте штучных покрытий находятся керамика, ПВХ-плитка (модульный линолеум), пробковый паркет и недорогой щитовой паркет.
«Таким образом, оба фактора оказывают «подстегивающее» воздействие на развитие рынка ламинированных полов. Другими словами, спрос на ламинат в долгосрочном периоде стабильно будет расти, но умеренными темпами», — делает вывод эксперт.