С чем ушел из Минстроя Хамит Мавлияров
Отставка замминистра строительства Хамита Мавлиярова, о которой так долго говорило профессиональное сообщество, состоялась. По просьбе Ради Дома PRO эксперты строительного рынка поразмышляли, какое наследство оставил чиновник после себя.
Хамит Мавлияров больше не занимает должность замглавы Минстроя России. Информация о таком чиновнике на сайте Минстроя удалена.
В самом ведомстве на запрос Ради Дома PRO оперативно ответить не смогли. Но, по данным «Интерфакса», Хамит Мавлияров ушел из министерства с 6 августа. Новым местом работы, как сообщалось ранее, стал недавно образованный фонд «Национальное культурное наследие», который учрежден Третьяковской галереей, Эрмитажем, Мариинским и Большим театрами.
Мавлияров был назначен замглавы Минстроя в конце 2015 года. До этого работал в должности первого вице-президента госкорпорации «Олимпстрой». В Минстрое в зону его ответственности входили вопросы стандартизации и ценообразования, СРО, он курировал вопросы внедрения в строительной отрасли BIM, деятельность подведомственных организаций.
Гендиректор Института развития строительной отрасли Кирилл Холопиксчитает новую должность, скорее, повышением. По его мнению, руководство фондом, в ведомстве которого находятся такие учреждения, — не менее ответственное направление, чем руководство «Олимпстроем».
Новый министр постепенно выстраивает команду под себя, объясняет отставку Мавлиярова директор Ассоциации производителей керамических материалов Альберт Попов. Кроме того, у бывшего замминистра не очень хорошо ладилась работа по нескольким вверенным ему направлениям. Например, с реформой ценообразования всё вышло совсем непросто. Также техрегламент ЕАЭС о безопасности зданий и сооружений, крайне важный документ для российской строительной отрасли, за время его пребывания на посту никак не продвинулся к принятию.
«А это прямой упрек Минстрою, так как президент поручал создавать единое экономическое пространство. По всем другим направлениям ТР ТС или ТР ЕАЭС есть, а ТР по безопасности зданий, сооружений, строительных материалов и изделий нет», — поясняет Попов.
Также он напоминает, что именно при Мавлиярове завершился переход промышленности стройматериалов в ведение Минпромторга — с созданием собственного ТК144 и планом национальной стандартизации, неподконтрольными Минстрою.
«Общаясь с профессиональным сообществом, я не встречал, чтобы кто-то выразил сожаление по поводу отставки Мавлиярова», — говорит президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин.
По его мнению, по двум ключевым направлениям — реформа ценообразования и нормативно-техническое регулирование — не было продемонстрировано никаких успехов.
«Реформа ценообразования находится в начальном состоянии: есть некий сайт, на котором нет главных составляющих — там нет цен, методики основные брошены на полпути. По его инициативе был ликвидирован федеральный центр ценообразования в строительстве, а на Главгосэкпертизу, которая проверяет сметную стоимость, повесили и установку этих правил, что в корне неправильно», — перечисляет Горячкин.
Что касается разработки сводов правил, она, по мнению эксперта, сводилась к переписыванию, компиляции старых СНиПов. Да и контракты на разработку одного СП были явно завышены, составляя от 18 млн до 30 млн руб. Между тем, даже по методике самого Минстроя, большинство таких работ должно умещаться в «вилку» от 4 млн до 8 млн руб.
«Деньги потрачены, а реформы нет. Есть только лозунги. Я убежден, что, если сейчас министр не внесет коррективы, эта реформа закончится не экономией бюджетных средств — всё затеянное господином Мавлияровым приведет к резкому увеличению государственных расходов и финансовых нарушений», — говорит эксперт.