«Сильное лекарство с побочными эффектами»: зачем нужны небоскребы
В массовом сознании высотные здания давно стали одним из главных символов современного мегаполиса. При этом строительство редкого небоскреба не сопровождается бурей возмущения со стороны общественности. Чем так страшны высотки, и нужны ли они вообще, обсуждали участники проходящего в Екатеринбурге 100+ Forum.
В среду, 4 октября, в Екатеринбурге открылся ставший уже традиционным 100+ Forum, посвященный строительству высотных и уникальных зданий. Несмотря на то что в этом году деловая программа мероприятия была существенно расширена и включала в себя множество специализированных секций, главный вопрос, к которому постоянно возвращались участники дискуссий, по-прежнему формулировался предельно просто — какие небоскребы сегодня нужны и нужны ли они вообще?
Пожалуй, обстоятельнее всего на него попытался ответить партнер архитектурного бюро SPEECH Сергей Чобан, выступивший с докладом «Роль высотных акцентов в структуре города». С точки зрения архитектора, сегодня в мире сложились два типа города. В городах первого — европейского — типа высотные здания играют роль доминант, отчетливо читаемых точек притяжения, которые в силу своей природы должны не сочетаться, а контрастировать с окружающей застройкой. В городах второго типа бесконтрольное умножение небоскребов отменяет идею архитектурных доминант как таковую, что в конечном итоге приводит к дегуманизации среды.
«Высотная башня — это тяжелое лекарство с большими побочным действием. Поэтому ставить ее везде, где заблагорассудится, нельзя. В противном случае мы получаем другой тип города, вроде Гонконга, Шанхая или Нью-Йорка», — заявил Чобан.
Более того, по мнению архитектора, город без небоскребов неизменно выигрывает по качеству среды, поскольку для горожан (как «обитателей» небоскребов, так и находящихся рядом с ними) высотные здания не обладают какими-либо положительными характеристиками. «Небоскребы обладают пространственной символикой, играют роль скульптурного объекта в парке», — подчеркнул создатель башни «Федерация».
С мнением Чобана во многом согласился сенатор Совфеда от Свердловской области Аркадий Чернецкий. С его точки зрения, основная причина появления высотных зданий — это амбиции власти и бизнеса. Впрочем, подчеркнул политик, высотки имеют право на существование, если соблюдены несколько базовых условий.
«Чрезвычайно важно наличие конкурентной среды, поскольку строить высотные здания будут фирмы, желающие дать потребителям продукт, который невозможно получить у других поставщиков. Для того чтобы появлялись жилые высотные здания, нужно, чтобы в городе был сформировавшийся спрос. Другой момент — необходимость тщательной архитектурной проработки, поскольку высотный проект может либо украсить город, либо стать его клеймом», — перечислил политик.
Примирить сторонников и противников высотных зданий вызвался директор управления по ГЧП ГК «Кортрос» Довран Гарагозов. «Если вы располагаете земельным ресурсом и можете выбирать, что вам строить, наибольший комфорт для людей дают разные варианты, когда у вас есть элементы и мало-, и средне-, и многоэтажного строительства», — заключил эксперт.