За 10 лет Россия не смогла снизить энергоемкость экономики — эксперт

September 13, 2018

Если Россия хочет догнать мировую экономику, к 2050 году ее ВВП должен вырасти, как минимум, вдвое, утверждают эксперты. Единственный способ добиться этого — активно развивать «зеленые» технологии. И это притом что за последние 10 лет стране так и не удалось снизить долю энергоемких отраслей промышленности.

Доля энергоемких отраслей российской промышленности за последние 10 лет никак не изменилась — и 10 лет назад, и сейчас энергоемкие производства занимают 70% экономики. Такие подсчеты привел на II климатическом форуме городов России (прошел в Москве 6-7 сентября) директор Центра по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ), лауреат Нобелевской премии Игорь Башмаков.

По его словам, «хладагентом» экономики стали цены на нефть: когда цены на нефть находятся на высоком уровне, экономика «разогревается», а когда цены снижаются, экономика «замораживается». Традиционный драйвер не работает, поэтому необходимы новые драйверы экономического роста, отмечает Башмаков.


«Мы попробовали догнать мировую экономику в сфере энергоэффективности, поставив перед собой задачу снизить энергоемкость ВВП на 40% к 2020 году. Однако у нас ничего не получилось», — сетует ученый.


Причем, по его словам, пока мы эту задачу не ставили, наша энергоемкость динамично снижалась. А как только мы начали заниматься снижением энергоемкости, энергоэффективность замерла на одном уровне. При этом все цивилизованные страны в этом смысле прогрессируют.

Что касается уровня развития возобновляемых источников энергии, здесь Россия даже не ставит задачи кого-то догнать. Таким образом, российская экономика представляет собой энергоемкую промышленность с высоким уровнем загрязнения окружающей среды и выбросов парниковых газов.

Между тем, по большинству прогнозов, мировая экономика к 2050 году вырастет в 2,5 раза. И, если Россия не хочет безнадежно отстать, нам придется увеличить свою экономику, как минимум, вдвое (то есть на 2,7% в год). Но такого темпа роста за счет экстенсивного развития, к которому мы привыкли, Россия достичь не сможет. Поэтому у нас остается только один путь: повышать эффективность использования всех факторов производства — земли, материалов, труда и капитала. А повысить их можно только с помощью модернизации.

При этом, продолжает Башмаков, базируясь на нашем ископаемом топливе, мы в лучшем случае можем сохранить имеющийся уровень ВВП, но никак не увеличить. Таким образом, удвоение возможно только за счет «зеленой» экономики. Для России это пока совершенно новый мировой рынок с низкоуглеродной продукцией, объем которого до 2040 года может составить 25 трлн долл.

«Это потенциальный рынок, который пока проплывает мимо нас», — говорит Башмаков.

Нам нужно к 2030-му переходить к совершенно новой модели экономического роста, чтобы к 2050-му году в два раза снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу. И это притом что европейские страны планируют к этому времени полностью перейти на возобновляемые источники энергии.

Такая неповоротливость обходится стране очень дорого, отмечает ученый. По официальным данным, от загрязняющих факторов смертность в России оценивается 30-50 тыс. в год. По другим данным, смертность намного выше — около 150 тыс. человек в год. То есть в течение шести лет мы потеряли 1 млн людей.