Эволюция подхода к роли отделочных материалов
15 march 2016
До недавнего времени сознательный выбор, который делали люди, когда речь заходила о жилых интерьерах, главным образом ограничивался предметами - мебелью, светильниками, шторами, коврами, картинами, а также хозяйственной утварью и оборудованием, т.е. кастрюлями и сковородками, тарелками и чашками, - иными словами, тем, без чего невозможно представить себе повседневный быт. Однако теперь все чаще заметную роль начинают играть материалы, используемые для отделки самих поверхностей, образующих жилое пространство: настенные и напольные покрытия, встроенная мебель и столешницы, двери и окна. Задник и фон нередко выходят на передний план, это уже не скучные и однообразные плоскости, которые можно только покрасить или оклеить обоями, а средства создания определенной атмосферы или выражения характера интерьера.
Этот подход несомненно более глубок, чем те формы декора, которые в силу своих свойств легче поддаются изменениям и потому могут без труда следовать капризам моды и вкуса. В данном случае мы имеем дело с инвестицией, когда во внимание следует принимать все практические аспекты вопроса. Как и любой долгосрочный проект, подбор отделочных материалов не терпит суеты и спешки, зато потраченные время и силы окупятся сторицей. Характерные и запоминающиеся сочетания - стекло и металл, бетон и дерево - словно живут своей жизнью, что привлекает внимание к основополагающим элементам дизайна: гармонии архитектурных форм или игре света. При этом цель заключается вовсе не в том, чтобы сосредоточить все внимание на заднике, оставив в тени остальные элементы декора, просто материалы, использованные для отделки больших поверхностей говорят сами за себя и тем самым формируют наше восприятие пространства как чего-то более материального и осязаемого.
Безусловно, отделочные материалы всегда играли не последнюю роль в декоре интерьера, изменился способ их использования и значительно возрос выбор. В прошлом их спектр был довольно ограниченным и предсказуемым, а разнообразие носило более поверхностный характер и создавалось за счет рисунка, цвета, способа нанесения и дополнительного декодирования.
Сегодня при выборе, скажем, напольного покрытия мы можем рассматривать целый ряд материалов, от стекла до металла или бетона, которые практически не имеют истории использования в жилых интерьерах. При выборе материала для отделки той или иной поверхности не менее важен и тот факт, что в общем мы собираемся продемонстрировать его: если мы решили сделать деревянную столешницу, мы хотим любоваться теплой, богатой текстурой; если мы отдали предпочтение бетону, нас интересует его "сырая", грубоватая эстетика, а не возможность использовать его в качестве основания для какого-либо другого покрытия. Радикальные изменения коснулись и применения традиционных материалов. Теперь камень находится не только под ногами, но и вместо керамической плитки украшает стены ванных комнат. Шпон твердых пород древесины не ограничивается мебелью, но распространяется по всем стенам. Пластик уже не считается дешевкой или "мусором", используемым в сугубо практических и неизбежно-прозаичных целях, - из него делают выразительные сияющие экраны и панели с задней подсветкой.
Неуклонно растущий интерес к качеству материалов идет рука об руку с искусством современного дизайна. С одной стороны, это вполне объяснимо. Мы окружаем себя меньшим количеством вещей и придерживаемся большего минимализма в обустройстве наших домов, чем предшествующие поколения, что естественным образом ведет к тому, что такие основные составляющие, как пол, стена, потолок, окно и т.д., остаются на виду, за счет чего приобретают все большее эстетическое значение. В то же время, с тех пор как в 70-е годы прошлого века первые чердачные помещения были переделаны в жилые, все больше домов и квартир оборудуются в пустующих зданиях, ранее выполнявших самые разные функции. Сосредоточение на свойствах материалов - очевидный путь разрешения трудностей дизайна и декора пространства, в котором ранее размещался склад, завод, школа или церковь.
С материалами неразрывно связаны целые ассоциативные пласты не только в силу присущих им свойств, но также истории их использования. Одним из наиболее очевидных, устойчивых и привычных является противопоставление дорогих и редких материалов доступным и дешевым, при этом первые естественно свидетельствовали о богатстве и статусе. В прошлом люди, как правило, использовали то, что было под рукой, - местную древесину и камень; кирпич и керамическая плитка применялись там, где были залежи глины, в то время как малодоступные материалы, привозимые издалека, оставались прерогативой сильных мира сего. Однако задолго до того, как на сцене появился
пластик, имитация дорогих материалов, в частности с помощью специальных, чрезвычайно искусных техник покраски, стала подтачивать это простое и, казалось бы, раз и навсегда установленное разделение.
Дальнейшее развитие этого процесса можно наблюдать и сегодня. Все более изысканные имитации дерева, камня, плитки и других "природных" материалов наполняют рынок, ставя под сомнение эксклюзивность "роскошных" отделочных материалов вроде мрамора. Или другой пример: насыщенный цвет, которого ранее можно было достичь исключительно с помощью дорогих красок и пигментов. Они были по карману лишь самым состоятельным людям и потому позволяли безошибочно определить статус владельца яркой вещицы. В послевоенный период развитие технологий изготовления пластика привело к тому, что волна броских цветов буквально захлестнула окружающий мир, они появились повсюду - на стенах, в набивных тканях и всевозможных дешевых и доступных пластиковых товарах. То, что некогда считалось неотъемлемым признаком роскоши, стало "приятным и дешевым".
Кроме того, "природные" и "натуральные" материалы всегда противопоставлялись "искусственным" и "синтетическим". С тех пор как Движение искусств и ремесел, возникшее на рубеже ХIХ и ХХ веков, поставило во главу угла применение так называемых "честных" материалов, все, что было получено из органических (экологически чистых) источников, стало цениться выше, чем плоды промышленной деятельности. Эта система ценностей недавно получила дополнительную поддержку в силу растущей обеспокоенности экологической обстановкой. В результате во многих странах были разработаны и приняты нормативы по оценке экологического качества материала и подписан ряд международных соглашений. Поэтому, например, такой высокотехнологичный материал, как сталь, изготовление которой требует значительных энергетических затрат, может оказаться лучшим и более разумным, в том числе с экологической точки зрения, решением, чем нечто во всех отношениях натуральное.
Сегодня стремительно развивающиеся технологии вводят нас в новую фазу, где само понятие материала нуждается в переопределении. Существует множество поддающихся измерению физических параметров, определяющих процесс изготовления материала, его назначение и внешний вид. Но как быть с композитами, созданными из разных материалов, натуральных и синтетических? А как насчет светопроницаемого бетона? Или самоочищающегося стекла? Керамической плитки с вмонтированными светодиодами? Или ткани, меняющей рисунок в зависимости от уровня освещенности? Это материалы, изделия, способы применения - или все разом?
В некоторых случаях материалы нового поколения создавались для разрешения конкретных проблем. Например, столь популярные в последнее время огромные стеклянные поверхности могут приводить к чрезмерному охлаждению или перегреву помещений. Решение - стекло, покрытое тонким слоем оксида металла и регулирующее тепловые потоки, - представляет собой попытку непосредственного устранения этого крайне непрактичного момента. В других случаях материал/изделие/способ применения получается в результате объединения дизайнером или художником двух вещей, на первый взгляд не имеющих друг с другом ничего общего, просто забавы ради, - ткани и светочувствительного красителя или цифровой печати и керамической плитки.
Так же как заминированная пластмасса "Роптиса" была изначально создана для электроизоляции, а в итоге очутилась на кухонных столешницах и рабочих поверхностях по всему миру, многие изобретения, ныне применяемые в области отделочных материалов, возникли как специализированные решения далеко не домашних проблем и дождались своего звездного часа в совершенно ином контексте благодаря тому, что кто-то открыл их колоссальный дизайнерский потенциал. По мере того как старомодные материалы, производимые механическим путем, уступают место электронным, способным реагировать на изменения в окружающей среде, границы становятся все более размытыми.
Этот подход несомненно более глубок, чем те формы декора, которые в силу своих свойств легче поддаются изменениям и потому могут без труда следовать капризам моды и вкуса. В данном случае мы имеем дело с инвестицией, когда во внимание следует принимать все практические аспекты вопроса. Как и любой долгосрочный проект, подбор отделочных материалов не терпит суеты и спешки, зато потраченные время и силы окупятся сторицей. Характерные и запоминающиеся сочетания - стекло и металл, бетон и дерево - словно живут своей жизнью, что привлекает внимание к основополагающим элементам дизайна: гармонии архитектурных форм или игре света. При этом цель заключается вовсе не в том, чтобы сосредоточить все внимание на заднике, оставив в тени остальные элементы декора, просто материалы, использованные для отделки больших поверхностей говорят сами за себя и тем самым формируют наше восприятие пространства как чего-то более материального и осязаемого.
Безусловно, отделочные материалы всегда играли не последнюю роль в декоре интерьера, изменился способ их использования и значительно возрос выбор. В прошлом их спектр был довольно ограниченным и предсказуемым, а разнообразие носило более поверхностный характер и создавалось за счет рисунка, цвета, способа нанесения и дополнительного декодирования.
Сегодня при выборе, скажем, напольного покрытия мы можем рассматривать целый ряд материалов, от стекла до металла или бетона, которые практически не имеют истории использования в жилых интерьерах. При выборе материала для отделки той или иной поверхности не менее важен и тот факт, что в общем мы собираемся продемонстрировать его: если мы решили сделать деревянную столешницу, мы хотим любоваться теплой, богатой текстурой; если мы отдали предпочтение бетону, нас интересует его "сырая", грубоватая эстетика, а не возможность использовать его в качестве основания для какого-либо другого покрытия. Радикальные изменения коснулись и применения традиционных материалов. Теперь камень находится не только под ногами, но и вместо керамической плитки украшает стены ванных комнат. Шпон твердых пород древесины не ограничивается мебелью, но распространяется по всем стенам. Пластик уже не считается дешевкой или "мусором", используемым в сугубо практических и неизбежно-прозаичных целях, - из него делают выразительные сияющие экраны и панели с задней подсветкой.
Неуклонно растущий интерес к качеству материалов идет рука об руку с искусством современного дизайна. С одной стороны, это вполне объяснимо. Мы окружаем себя меньшим количеством вещей и придерживаемся большего минимализма в обустройстве наших домов, чем предшествующие поколения, что естественным образом ведет к тому, что такие основные составляющие, как пол, стена, потолок, окно и т.д., остаются на виду, за счет чего приобретают все большее эстетическое значение. В то же время, с тех пор как в 70-е годы прошлого века первые чердачные помещения были переделаны в жилые, все больше домов и квартир оборудуются в пустующих зданиях, ранее выполнявших самые разные функции. Сосредоточение на свойствах материалов - очевидный путь разрешения трудностей дизайна и декора пространства, в котором ранее размещался склад, завод, школа или церковь.
С материалами неразрывно связаны целые ассоциативные пласты не только в силу присущих им свойств, но также истории их использования. Одним из наиболее очевидных, устойчивых и привычных является противопоставление дорогих и редких материалов доступным и дешевым, при этом первые естественно свидетельствовали о богатстве и статусе. В прошлом люди, как правило, использовали то, что было под рукой, - местную древесину и камень; кирпич и керамическая плитка применялись там, где были залежи глины, в то время как малодоступные материалы, привозимые издалека, оставались прерогативой сильных мира сего. Однако задолго до того, как на сцене появился
пластик, имитация дорогих материалов, в частности с помощью специальных, чрезвычайно искусных техник покраски, стала подтачивать это простое и, казалось бы, раз и навсегда установленное разделение.
Дальнейшее развитие этого процесса можно наблюдать и сегодня. Все более изысканные имитации дерева, камня, плитки и других "природных" материалов наполняют рынок, ставя под сомнение эксклюзивность "роскошных" отделочных материалов вроде мрамора. Или другой пример: насыщенный цвет, которого ранее можно было достичь исключительно с помощью дорогих красок и пигментов. Они были по карману лишь самым состоятельным людям и потому позволяли безошибочно определить статус владельца яркой вещицы. В послевоенный период развитие технологий изготовления пластика привело к тому, что волна броских цветов буквально захлестнула окружающий мир, они появились повсюду - на стенах, в набивных тканях и всевозможных дешевых и доступных пластиковых товарах. То, что некогда считалось неотъемлемым признаком роскоши, стало "приятным и дешевым".
Кроме того, "природные" и "натуральные" материалы всегда противопоставлялись "искусственным" и "синтетическим". С тех пор как Движение искусств и ремесел, возникшее на рубеже ХIХ и ХХ веков, поставило во главу угла применение так называемых "честных" материалов, все, что было получено из органических (экологически чистых) источников, стало цениться выше, чем плоды промышленной деятельности. Эта система ценностей недавно получила дополнительную поддержку в силу растущей обеспокоенности экологической обстановкой. В результате во многих странах были разработаны и приняты нормативы по оценке экологического качества материала и подписан ряд международных соглашений. Поэтому, например, такой высокотехнологичный материал, как сталь, изготовление которой требует значительных энергетических затрат, может оказаться лучшим и более разумным, в том числе с экологической точки зрения, решением, чем нечто во всех отношениях натуральное.
Сегодня стремительно развивающиеся технологии вводят нас в новую фазу, где само понятие материала нуждается в переопределении. Существует множество поддающихся измерению физических параметров, определяющих процесс изготовления материала, его назначение и внешний вид. Но как быть с композитами, созданными из разных материалов, натуральных и синтетических? А как насчет светопроницаемого бетона? Или самоочищающегося стекла? Керамической плитки с вмонтированными светодиодами? Или ткани, меняющей рисунок в зависимости от уровня освещенности? Это материалы, изделия, способы применения - или все разом?
В некоторых случаях материалы нового поколения создавались для разрешения конкретных проблем. Например, столь популярные в последнее время огромные стеклянные поверхности могут приводить к чрезмерному охлаждению или перегреву помещений. Решение - стекло, покрытое тонким слоем оксида металла и регулирующее тепловые потоки, - представляет собой попытку непосредственного устранения этого крайне непрактичного момента. В других случаях материал/изделие/способ применения получается в результате объединения дизайнером или художником двух вещей, на первый взгляд не имеющих друг с другом ничего общего, просто забавы ради, - ткани и светочувствительного красителя или цифровой печати и керамической плитки.
Так же как заминированная пластмасса "Роптиса" была изначально создана для электроизоляции, а в итоге очутилась на кухонных столешницах и рабочих поверхностях по всему миру, многие изобретения, ныне применяемые в области отделочных материалов, возникли как специализированные решения далеко не домашних проблем и дождались своего звездного часа в совершенно ином контексте благодаря тому, что кто-то открыл их колоссальный дизайнерский потенциал. По мере того как старомодные материалы, производимые механическим путем, уступают место электронным, способным реагировать на изменения в окружающей среде, границы становятся все более размытыми.
на основе материалов книги Элизабет Уилхайд "Отделочные материалы"