Малярное искусство - дело тонкое. Все, что может быть полезным при выборе отделочных материалов и строительных смесей.
Окраска — венец строительства. Въезжая в жилой дом, новоселы первым делом внимательно и придирчиво изучают качество отделочных работ. Нередко хорошие отделка и окраска, создавая великолепный декор как внутри, так и снаружи сооружения, скрывают недоделки и ошибки строителей. Благодаря малярному искусству наши здания выглядят уютными и красивыми, а стандартная типовая среда уступает место цветовому разнообразию.
Окраска не только создает эстетический эффект, но и обеспечивает надежную защиту конструкций от ржавчины, а поверхности стен от разрушения. Кроме того, современные составы для окрасочных работ продлевают срок эксплуатации дома.
В магазинах можно приобрести готовые лакокрасочные материалы или их полуфабрикаты, несложные в применении. Кроме этого для работы нужны растворители и разбавители (скипидар, уайт-спирит, ацетон), сиккативы, а также вспомогательные малярные смеси (грунтовки, шпатлевки, подмазочные пасты).
Основные операции при малярных работах: очистка и выравнивание (сглаживание) поверхности, нанесение грунтовочного состава, подмазка дефектных мест, шпатлевание и шлифовка, собственно окраска, которая является окончательной отделкой поверхности. В некоторых случаях сюда могут быть отнесены всевозможные виды художественных отделок: набрызг, накатка рисунка валиком, фактурная окраска, роспись по трафарету и т. д. Только при правильном ведении работ можно получить прочные покрытия, которые будут служить длительное время.
Малярной отделке подвергают как наружные, так и внутренние поверхности строительных конструкций. Окрасочный состав наносят на различные основания: деревянные, каменные, оштукатуренные, бетонные, асбестоцементные,
металлические и другие. Причем используют самый широкий ассортимент окрашивающих составов, отличающихся по цвету, структуре, способам подготовки основания, применяемым инструментам и средствам механизации, технологическим режимам, количеству операций. Поэтому классифицировать их можно по-разному.
Малярные работы проводят после полного окончания строительных работ и просушивания поверхностей (лишь окраску известью выполняют сразу после оштукатуривания). Во избежание сквозняков стеклят окна и навешивают двери. Деревянные поверхности под масляную и клеевую окраску гладко строгают и тщательно пригоняют в местах сопряжений. Фасады деревянных домов, металлические крыши, водосточные трубы красят в нежаркую пасмурную погоду.
Малярные составы делают определенной густоты, для того чтобы при окрашивании не стекала краска, а кисть не оставляла следов. Подготовленная под окраску поверхность должна быть чистой, без подтеков раствора штукатурки, ржавых, жирных пятен и грязи.
Посмотреть наш ассортимент красок, грунтовки и других отделочных материалов вы сможете на главной странице нашего сайта.
Как правило, окраску любого помещения начинают с потолка. Данная работа требует особого качества, поэтому предварительно проверяют поверхность, заделывают выбоины, царапины и повреждения.
Потолок окрашивают с подмостей маховыми кистями или с помощью краскопульта. Иногда его площадь разбивают на захватки по ширине стен помещения. Окончив работу на одной захватке, переходят на следующую, где окрашивание ведут в направлении, перпендикулярном предыдущему, чтобы следы мазков кисти не были заметны. Если используют краскопульт, то его устанавливают на середине помещения. Создав давление в баллоне, непрерывно вращают конец распылителя по кругу, покрывая потолок краской и следя, чтобы на окрашиваемой поверхности не появлялось капель колера. Для окраски низких участков стены пользуются маховой кистью. Краску наносят сверху вниз — от потолка к полу. Применяя краскопульт, распылитель ведут только в горизонтальном направлении по всей длине стены, начиная сверху. Лучше нанести несколько тонких слоев краски через каждые 10-15 мин., чем один толстый. Второй слой должен сохнуть 12—15 ч.
Для того чтобы подготовить к малярным работам новые оштукатуренные и бетонные поверхности, их прочищают пемзой, лещадью или шлифовальной шкуркой, удаляя бугорки и шероховатости. Прочистку выполняют по сухой поверхности. Трещины расшивают, то есть вдоль них вырезают ножом или металлическим шпателем канавки глубиной не менее 3 мм (как правило, треугольного сечения), очищают от остатков штукатурки, смачивают водой и заполняют штукатурным раствором или специально приготовленной подмазочной пастой из мела и гипса, хорошо сушат и затирают.
Подготавливая деревянные поверхности, прежде всего, вырубают имеющиеся в древесине сучки, нагели, засмолы (примерно на 3 мм в глубину), разрезают трещины. Затем поверхность грунтуют и после просушки шпаклюют или применяют подмазочную пасту для выравнивания, снова высушивают и зачищают.
Металлические поверхности очищают металлической щеткой от ржавчины, грязи и грунтуют. Ранее окрашенные поверхности (стены и потолки) требуют удаления набелов (старый, обычно толстый слой краски), разделки трещин, устранения пятен, сколов и других дефектов штукатурки. Их обильно смачивают горячей водой и счищают скребком.
Иногда набелы удаляют 2-3%-ным раствором соляной кислоты, после которой старая краска вспучивается. Ее остатки смывают водой.
Закопченные поверхности рекомендуют промывать 2%-ным раствором соляной кислоты, чистить горячей водой и грунтовать после высыхания.
Наверное, многим приходилось убирать с потолка или стен пятна от протечек из квартиры соседей.
К сожалению, убрать их, чтобы не осталось следов на поверхности, не всегда удается. Существует несколько способов, опробованных на практике. Один из них заключается в следующем: а) пятно размыть водой, просушить, покрыть белой эмалью или цинковыми белилами, прошпатлевать и перед окраской проолифить; б) после просушки пятно покрыть гидрофобной шпатлевкой, приготовленной на основе обычной масляно-меловой с добавлением гидрофобизирующей жидкости.
Хорошо выполненная грунтовка — основа для качественной окраски. Она заключается в создании дополнительного слоя, обеспечивающего прочное сцепление краски с поверхностью. Кроме того, образующаяся тонкая водонепроницаемая пленка обеспечивает равномерное впитывание окрасочного состава, что позволяет получить ровное однотонное покрытие.
Грунтуют только сухие поверхности в один или несколько слоев. Каждый новый слой наносят на хорошо высохший предыдущий. Последний следует тщательно растушевать, чтобы не осталось полос, влияющих на чистоту окраски.
Грунтовки бывают специальными (например, только для клеевых или известковых окрасок) и универсальными.
Под известковую окраску рекомендуют применять грунтовки, приготовленные на основе извести-кипелки или известкового теста с добавлением мыла и олифы. Их называют мыловаром.
Для приготовления 10л состава требуется: 2-3 кг известкового теста или 1 -2 кг извести-кипелки (комовой негашеной), 200 г хозяйственного мыла (40%-ного), 100 г олифы и вода. - Грунтовку-мыловар наносят как под известковые, так и под клеевые составы (при условии, что в красках используют щелочестойкие пигменты). Однако для клеевой окраски лучше приготовить купоросную или квасцовую грунтовку.
Для того чтобы приготовить 10л купоросной грунтовки, берут 100-150 г медного купороса, 250 г хозяйственного мыла (40%-ного), 200 г сухого столярного клея, 25-30 г олифы, 2-3 кг просеянного мела.
В кипящей воде (3 л) растворяют купорос. В другой посуде варят клей: растворенное в воде (2 л) мыло вливают в клей и тщательно перемешивают. В горячую мыльно-клеевую жидкость добавляют олифу, затем раствор медного купороса. После остывания в полученную смесь высыпают мел и доливают воду, доводя объем раствора до десяти литров. Готовую грунтовку — однородную жидкость зеленовато-голубоватого цвета — процеживают и сливают в деревянную или эмалированную посуду для хранения.
Грунтовочные водные растворы наносят на поверхность в один-два слоя. При этом кистью водят последовательно сначала в одном (например, продольном), а потом в другом (поперечном) направлении.
В качестве грунтовки под масляную окраску при обработке металлических, оштукатуренных и деревянных поверхностей используют олифу в чистом виде либо с небольшим количеством пигментов или тертой краски. Это позволяет в процессе работы сразу заметить пропуски, другие погрешности и вовремя их исправить. Для глубокого проникновения в дерево или штукатурку олифу подогревают, затем добавляют пигменты, перемешивают и наносят на поверхность за один-два раза.
После генеральной грунтовки стен или потолка, к сожалению, остаются места, требующие дополнительной доработки, а именно: заделки трещин, выбоин и других мелких неровностей на поверхности. Для этих целей применяют специальные пасты или вышеупомянутые грунтовки. Их можно приготовить самостоятельно.
Широкий выбор строительных смесей и других отделочных материалов вы можете найти здесь.
Пасты наносят на разделанные трещины шпателем, разравнивают. После сушки поверхность зачищают (шлифуют) куском пемзы или шлифовальной шкуркой и, если не требуется сплошного шпатлевания, приступают к повторной огрунтовке.
Существует несколько видов подмазочных паст. Гипсомеловая на клею: гипс (1 кг), мел (2—3 кг), 2-5%-ный раствор столярного клея (до получения рабочей консистенции). Гипс и мел смешивают.
В основе купоросной пасты — гипсомеловая смесь (составленная в соотношении 1 :2) и купорос-клеевая эмульсия, получаемая в результате добавления в купоросную грунтовку 10%-ного раствора клея (на 1 л грунтовки 150 г клея).
Под клеевую окраску предлагают применять шпатлевки на животном (костном) и растительных клеях. Широко используют клеевую шпатлевку, в состав которой входит 10%-ный раствор костного клея (1 кг), олифа (25 г) и сухой мел, просеянный через частое сито.
Под масляные краски и эмали подходят полумасляные или масляные шпатлевки. Полумасляный раствор: 1 кг натуральной олифы, 250 г растворителя (скипидара), 50 г сиккатива, 200 г раствора клея 10%-ного, 20 г жидкого мыла и около 2,5 кг просеянного мела.
Масляную шпатлевку получают, смешивая натуральную олифу (1 кг) с сухим просеянным мелом до нужной консистенции. Ее рекомендуют применять при подготовке под окраску полов, оконных переплетов, подоконников, наружных дверей и других поверхностей, подверженных воздействию влаги.
В качестве шпатлевок под алкидные краски используют готовые составы, выпускаемые промышленностью (например, пентафталевые - для деревянных и проолифленных поверхностей).
Шпатлевку обычно наносят деревянным или металлическим шпателем. В правую руку берут шпатель, забирают им небольшую порцию раствора и намазывают на поверхность. Затем, нажимая на лезвие шпателя левой рукой, разравнивают вертикальными и горизонтальными движениями, держа шпатель под углом к поверхности.
Как гласит народная поговорка, на вкус и цвет товарищей нет. Поэтому перед началом окраски делают цветовой эскиз помещения, который является руководством к действию. Для того чтобы найти нужный цвет, лучше обратиться к колерным стандартам. Их цветовая гамма включает в себя более сотни оттенков. Образцы цветовых выкрасок продают в магазинах и на строительных рынках.
Существуют окрасочные составы заводского производства или приготовленные в домашних условиях из сухих строительных красок, мела, извести, воды и т. д. Они бывают простыми и сложными. Простые получают, перемешивая один пигмент (сурик, охра, мумия) со связующим. Для сложного цвета (колера) обычно требуется несколько пигментов, которые соединяют в определенных пропорциях.
В строительстве используют в основном неорганические нерастворимые пигменты, обладающие высокой стойкостью к атмосферным, химическим, световым и другим воздействиям. Органические красители растворимы в воде, отличаются большой светостойкостью, невосприимчивы к действию щелочи, имеют яркий красивый цвет. Для применения в малярных растворах их осаждают, приводя в нерастворимое состояние. Природные пигменты готовят, размалывая и просеивая глинистые породы, содержащие окислы железа (мумия, охра, железный сурик и т. д.). Искусственные пигменты получают на заводах химическим путем (белила, зелень, хромы и др.).
Окрасочные составы условно подразделяют на водные (известковые, клеевые, силикатные и другие), водоэмульсионные, масляные и эмалевые.
Водными окрашивают главным образом стены и потолки. Для придания необходимой прочности в них добавляют клей, олифу или поваренную соль.
Известковые составы подходят для внутренней и наружной окраски по штукатурке, кирпичу, бетону, камню и реже по дереву. Для их приготовления используют только щелочестойкие пигменты. Известь может быть в виде теста. Для ее закрепления в составы добавляют поваренную соль, олифу или квасцы.
Клеевые (меловые) растворы хороши только для внутренних работ в основном по оштукатуренным или облицованным сухой штукатуркой поверхностям. Расход материалов зависит от шероховатости окрашиваемой поверхности и вида используемой окраски. Например: для простой окраски требуется 1 кг мела, для улучшенной — 1,5-2 кг, для высококачественной — 2-3 кг.
Цветные клеевые составы для стен готовят следующим образом: делают обычную клеевую побелку, добавляют предварительно разведенные в воде 1 —3 строительные краски. В клеевых растворах нет щелочи, поэтому можно вводить любые пигменты, количество которых зависит от выбранного колера.
Силикатные составы применяют для фасадов оштукатуренных, из камня или кирпича, а также деревянных поверхностей внутри помещения. Лучше приобрести готовый раствор.
Масляные и эмалевые краски предназначены для наружных и внутренних работ. Ими можно окрашивать каменные, деревянные, металлические и оштукатуренные поверхности. Готовые краски предварительно тщательно перемешивают, в густотертые масляные добавляют олифу.
Водоэмульсионные составы пригодны для потолков и стен, покрытых масляными или эмалевыми красками. Старый слой клеевой краски следует тщательно смыть водой и проолифить.
Готовые водоэмульсионные краски бывают нескольких цветов. Нужный оттенок получают в результате их смешивания.
Сегодня отечественный строительный рынок располагает широким ассортиментом отделочных материалов, среди которых окрасочные составы занимают достойное место и по цветовой гамме, и по химическому составу. В продаже есть различные готовые краски и компоненты, их составляющие.
Краски, строительные смеси и многие другие отделочные материалы вы можете найти здесь.
Виктор СТРАШНОВ
Источник: ОБУСТРОЙСТВО & РЕМОНТ № 31 (160) 2003
УДАЧНОЙ ПОКУПКИ!!!