Мотокультиваторы и мотоблоки
15 march 2016
Культивация почвы - это, строго говоря, только разрыхление поверхностного слоя, но принято включать в это понятие все работы, кроме вспашки, т. е. рыхление, окучивание (взрыхление междурядий), нарезание грядок, выкапывание картошки. Поэтому культиваторы или мотокультиваторы - машины сравнительно небольшой мощности, но с увеличением мощности и расширением возможностей они вплотную приближаются к мотоблокам. Мотоблок отличается от мотокультиватора большей мощностью и комплектом разнообразных сменных навесных приспособлений для выполнения различных хозяйственных работ.
Для работы в стесненных условиях парников выпускаются облегченные модели культиваторов, получившие название мини-культиваторов, - они легче, меньше по габаритам и иногда вместо бензинового двигателя оснащены электроприводом.
Основным рабочим инструментом культиватора является почвореза - система серповидных ножей, укрепленных на оси и вращающихся погруженными в почву. Именно так происходит рыхление верхнего слоя почвы - основная функция культиватора. Кроме этого, культиватор может быть снабжен плугом-окучником и другими навесными орудиями, вплоть до косилки и плуга настоящего. Для привода культиваторов используются в основном 4-тактные бензиновые двигатели внутреннего сгорания, но есть модели с 2-тактными двигателями. По традиции, идущей от массовых моделей инструментов с электро- и бензоприводом, модели культиваторов разделяют на бытовые и профессиональные, причем тяжелые (профессиональные) мотокультиваторы и легкие мотоблоки иногда неразличимы.
Модульная конструкция мотокультиватора имеет серьезные преимущества в том случае, если агрегат используется для выполнения различных видов работ. В комплекте модульного мотокультиватора обычно кроме почвофреза есть плуг-отвал и плуг-окучник, роторная газонокосилка, измельчитель садового мусора, насос и сцепное устройство для прицепа. Мощность мотокультиватора такова, что им можно возделывать целину (с металлическими колесами) и возить грузы на тележке (с резиновыми колесами). При этом видоизменение культиватора может производиться различным путем - как путем навешивания сменных навесных орудий, так и путем перестановки двигателя.
Отечественный мотокультиватор «Тарпан» тоже может таскать тележку с сиденьем для водителя и использоваться с различными навесными орудиями, в том числе с плугом. Самые простые и легкие мини-культиваторы оснащают 2-тактными двигателями, у них одна скорость вперед (и иногда одна -назад) и минимум навесных орудий. У мини-культиваторов обычно нет ведущих колес, а движение обеспечивается за счет сцепления фрез с почвой.
Двигатели многих мотокультиваторов обладают достаточно большой мощностью, но шкивы для отбора мощности встречаются довольно редко. У более мощных мотокультиваторов обязательно есть транспортное колесо, регулируемая по высоте рулевая колонка, которая может складываться для удобства транспортировки культиватора в багажнике легкового автомобиля. Иногда транспортных колес бывает несколько, что делает работу с культиватором более удобной.
Тяжелые мотокультиваторы могут справиться и с тяжелым грунтом, а для некоторых моделей культиваторов из Германии подходят навесные орудия от культиваторов отечественных. Среди культиваторов с приводом появились и модели с электроприводом, но, как правило, это культиваторы небольшие.
Особенно выделяются модели мини-культиваторов марки «Gardena» - вес этих моделей составляет 6,5 и 8 кг, и они не предназначены для обработки больших участков. Модели имеют очень узкую специализацию -рыхление уже обработанной почвы и внесение удобрений - и не предназначены для использования с другими навесными орудиями. Управление этими мини-культиваторами весьма просто - электродвигатель включается нажатием кнопки после отключения блокировки, а заглубление фрезы осуществляется за счет веса культиватора. Упрощает управление и направление вращения фрез - они вращаются по направлению движения.
Самая тяжелая модель среди культиваторов с электроприводом -отечественная «Надежда» (45 кг) производства Калужского завода телеграфной аппаратуры. Модель культиватора очень проста и дополнительно комплектуется окучником, и хотя культиватор вряд ли сможет стать падежным помощником на садовом участке, но в парнике или в теплице «Надежда» вполне оправдает надежды садовода.
Мотоблок отличается от мотокультиватора еще и тем, что он может тянуть прицеп и выполнять работы, не связанные с обработкой почвы. На самом деле разница между мотокультиватором и мотоблоком весьма условна, так как многие мотоблоки на проверку являются тяжелыми и мощными культиваторами, оборудованными сцепными устройствами, с дополнительными функциями по перевозке грузов и выполнению других тяжелых работ (нередко в характеристиках мотоблоков даже указывают глубину вспашки). Мотоблоки разделяют на легкие, средние и тяжелые. В группу легких попали машины весом до 70 кг и с мощностью двигателя до 5 л.с. Нередко такие мотоблоки являются просто мотокультиваторами. Машины весом до 100 кг с мощностью двигателя до 8 л.с. считаются мотоблоками среднего класса, а в группу тяжелых машин попадают машины с весом более 100 кг и с мощностью более 8 л.с.
Такое разделение весьма условно, а границы групп - тем более. Бо¬лее надежную классификацию можно получить, если учитывать конструктивные особенности мотоблоков. У легких и средних машин обычно нет коробки передач, а редуктор позволяет получать дне передние и одну заднюю скорость (хотя мощность двигателя может доходить до 8 л.с.). Мотоблоки легкого и среднего классов редко имеют устройства для отбора мощности. У тяжелых машин трансмиссия имеет полноценную коробку передач и устройства для отбора мощности для самых разнообразных навесных орудий вплоть до шнеков для уборки снега пли приспособлений для распиловки дров. Некоторые модели кроме полноценно]! коробки передач снабжаются реверсом, и тогда ко¬личество передач вперед (а их может быть четыре) и количество передач назад одинаково.
В комплект поставки мотоблоков могут входить сменные колеса для работы в различных условиях - металлические с грунтозацепами, резиновые литые и резиновые пневматические, а также утяжелители для колес, так как работа с плугом требует большей вертикальной нагрузки. Вес таких утяжелителей иногда доходит до 25 кг (на каждое колесо).
В комплект мотоблока чаще всего входит следующий набор орудии:почвофрезы и фрезы для установки вместо колес, плуги-окучники и плуги отвальные (иногда даже с предплужником), бороны, картофелекопатели, косилки. Дополнительно могут быть приложены циркулярная пила, отвал, роторный плуг для рытья траншея, шпек-снегоуборщик, щетки для уборки, скребок, распылитель, измельчитель ветвей, насос и другое навесное оборудование.
Прицепы входят в комплект поставки далеко не всегда, по у всех мотоблоков есть сцепное устромство для соединения с прицепом (или С другим прицепным устройством).
Валы отбора мощности па большинстве моделей выполнены независимо от трансмиссии и снабжены своими редукторами и сцеплениями, а дифференциалы выполняются блокирующимися или используется раздельное торможение ведущих колес (при развороте или буксовании). Но наряду с шестеренчатыми дифференциалами и дисковыми сцеплениями можно встретить на недорогих моделях ременные передачи и сцепление с использованием клиновых ремней, а отбор мощности - от шкива на налу дпитателя.
Дизельными двигателями оснащают не только указанные в таблицах модели, но и многие другие модели мотоблоков на заказ. Дизельный двигатель более экономичен по сравнению с бензиновым и более долговечен, обладает более высоким крутящим моментом и большим коэффициентом полезного действия. Мотоблок с дизельным двигателем дороже, чем с бензиновым, но это окупается большей экономичностью и большей долговечностью. Мотоблок - это двигатель на колесах, и поэтому почти все виды работ с его помощью выполняются так же, как и с мотокультиватором, т. е. на своих ногах. Только установив прицеп или транспортную тележку с сиденьем, можно управлять мотоблоком с комфортом.
Мотоблоки могут обеспечивать обработку достаточно больших участков, по для серьезного фермерского хозяйства даже тяжелый мотоблок слабоват. Для обработки очень больших площадей используют тракторы.
Для работы в стесненных условиях парников выпускаются облегченные модели культиваторов, получившие название мини-культиваторов, - они легче, меньше по габаритам и иногда вместо бензинового двигателя оснащены электроприводом.
Основным рабочим инструментом культиватора является почвореза - система серповидных ножей, укрепленных на оси и вращающихся погруженными в почву. Именно так происходит рыхление верхнего слоя почвы - основная функция культиватора. Кроме этого, культиватор может быть снабжен плугом-окучником и другими навесными орудиями, вплоть до косилки и плуга настоящего. Для привода культиваторов используются в основном 4-тактные бензиновые двигатели внутреннего сгорания, но есть модели с 2-тактными двигателями. По традиции, идущей от массовых моделей инструментов с электро- и бензоприводом, модели культиваторов разделяют на бытовые и профессиональные, причем тяжелые (профессиональные) мотокультиваторы и легкие мотоблоки иногда неразличимы.
Модульная конструкция мотокультиватора имеет серьезные преимущества в том случае, если агрегат используется для выполнения различных видов работ. В комплекте модульного мотокультиватора обычно кроме почвофреза есть плуг-отвал и плуг-окучник, роторная газонокосилка, измельчитель садового мусора, насос и сцепное устройство для прицепа. Мощность мотокультиватора такова, что им можно возделывать целину (с металлическими колесами) и возить грузы на тележке (с резиновыми колесами). При этом видоизменение культиватора может производиться различным путем - как путем навешивания сменных навесных орудий, так и путем перестановки двигателя.
Отечественный мотокультиватор «Тарпан» тоже может таскать тележку с сиденьем для водителя и использоваться с различными навесными орудиями, в том числе с плугом. Самые простые и легкие мини-культиваторы оснащают 2-тактными двигателями, у них одна скорость вперед (и иногда одна -назад) и минимум навесных орудий. У мини-культиваторов обычно нет ведущих колес, а движение обеспечивается за счет сцепления фрез с почвой.
Двигатели многих мотокультиваторов обладают достаточно большой мощностью, но шкивы для отбора мощности встречаются довольно редко. У более мощных мотокультиваторов обязательно есть транспортное колесо, регулируемая по высоте рулевая колонка, которая может складываться для удобства транспортировки культиватора в багажнике легкового автомобиля. Иногда транспортных колес бывает несколько, что делает работу с культиватором более удобной.
Тяжелые мотокультиваторы могут справиться и с тяжелым грунтом, а для некоторых моделей культиваторов из Германии подходят навесные орудия от культиваторов отечественных. Среди культиваторов с приводом появились и модели с электроприводом, но, как правило, это культиваторы небольшие.
Особенно выделяются модели мини-культиваторов марки «Gardena» - вес этих моделей составляет 6,5 и 8 кг, и они не предназначены для обработки больших участков. Модели имеют очень узкую специализацию -рыхление уже обработанной почвы и внесение удобрений - и не предназначены для использования с другими навесными орудиями. Управление этими мини-культиваторами весьма просто - электродвигатель включается нажатием кнопки после отключения блокировки, а заглубление фрезы осуществляется за счет веса культиватора. Упрощает управление и направление вращения фрез - они вращаются по направлению движения.
Самая тяжелая модель среди культиваторов с электроприводом -отечественная «Надежда» (45 кг) производства Калужского завода телеграфной аппаратуры. Модель культиватора очень проста и дополнительно комплектуется окучником, и хотя культиватор вряд ли сможет стать падежным помощником на садовом участке, но в парнике или в теплице «Надежда» вполне оправдает надежды садовода.
Мотоблок отличается от мотокультиватора еще и тем, что он может тянуть прицеп и выполнять работы, не связанные с обработкой почвы. На самом деле разница между мотокультиватором и мотоблоком весьма условна, так как многие мотоблоки на проверку являются тяжелыми и мощными культиваторами, оборудованными сцепными устройствами, с дополнительными функциями по перевозке грузов и выполнению других тяжелых работ (нередко в характеристиках мотоблоков даже указывают глубину вспашки). Мотоблоки разделяют на легкие, средние и тяжелые. В группу легких попали машины весом до 70 кг и с мощностью двигателя до 5 л.с. Нередко такие мотоблоки являются просто мотокультиваторами. Машины весом до 100 кг с мощностью двигателя до 8 л.с. считаются мотоблоками среднего класса, а в группу тяжелых машин попадают машины с весом более 100 кг и с мощностью более 8 л.с.
Такое разделение весьма условно, а границы групп - тем более. Бо¬лее надежную классификацию можно получить, если учитывать конструктивные особенности мотоблоков. У легких и средних машин обычно нет коробки передач, а редуктор позволяет получать дне передние и одну заднюю скорость (хотя мощность двигателя может доходить до 8 л.с.). Мотоблоки легкого и среднего классов редко имеют устройства для отбора мощности. У тяжелых машин трансмиссия имеет полноценную коробку передач и устройства для отбора мощности для самых разнообразных навесных орудий вплоть до шнеков для уборки снега пли приспособлений для распиловки дров. Некоторые модели кроме полноценно]! коробки передач снабжаются реверсом, и тогда ко¬личество передач вперед (а их может быть четыре) и количество передач назад одинаково.
В комплект поставки мотоблоков могут входить сменные колеса для работы в различных условиях - металлические с грунтозацепами, резиновые литые и резиновые пневматические, а также утяжелители для колес, так как работа с плугом требует большей вертикальной нагрузки. Вес таких утяжелителей иногда доходит до 25 кг (на каждое колесо).
В комплект мотоблока чаще всего входит следующий набор орудии:почвофрезы и фрезы для установки вместо колес, плуги-окучники и плуги отвальные (иногда даже с предплужником), бороны, картофелекопатели, косилки. Дополнительно могут быть приложены циркулярная пила, отвал, роторный плуг для рытья траншея, шпек-снегоуборщик, щетки для уборки, скребок, распылитель, измельчитель ветвей, насос и другое навесное оборудование.
Прицепы входят в комплект поставки далеко не всегда, по у всех мотоблоков есть сцепное устромство для соединения с прицепом (или С другим прицепным устройством).
Валы отбора мощности па большинстве моделей выполнены независимо от трансмиссии и снабжены своими редукторами и сцеплениями, а дифференциалы выполняются блокирующимися или используется раздельное торможение ведущих колес (при развороте или буксовании). Но наряду с шестеренчатыми дифференциалами и дисковыми сцеплениями можно встретить на недорогих моделях ременные передачи и сцепление с использованием клиновых ремней, а отбор мощности - от шкива на налу дпитателя.
Дизельными двигателями оснащают не только указанные в таблицах модели, но и многие другие модели мотоблоков на заказ. Дизельный двигатель более экономичен по сравнению с бензиновым и более долговечен, обладает более высоким крутящим моментом и большим коэффициентом полезного действия. Мотоблок с дизельным двигателем дороже, чем с бензиновым, но это окупается большей экономичностью и большей долговечностью. Мотоблок - это двигатель на колесах, и поэтому почти все виды работ с его помощью выполняются так же, как и с мотокультиватором, т. е. на своих ногах. Только установив прицеп или транспортную тележку с сиденьем, можно управлять мотоблоком с комфортом.
Мотоблоки могут обеспечивать обработку достаточно больших участков, по для серьезного фермерского хозяйства даже тяжелый мотоблок слабоват. Для обработки очень больших площадей используют тракторы.