Оборот розничного рынка отделочных и строительных материалов снижается вслед за строительным рынком
Розничная торговля отделочными и строительными материалами в России в последнее время испытывает отрицательное воздействие падения строительной отрасли и с 2014 года показывает снижение. В 2016 году рынок розничной торговли отделочными и строительными материалами снизился почти на 8% и составил 1,418 млрд. рублей. На падение рынка розничной торговли отделочными и строительными материалами значительно повлияло снижение доходов населения. В результате кризисных явлений в экономике начиная с 2014 года произошло снижение объемов ввода нового жилья и соответственно снижение расходов на ремонт и отделку жилых и нежилых помещений.
Однако не по всем сегментам рынка наблюдается снижение оборотов – в 2016-2017 гг. зафиксировано увеличение спроса в сегменте отделочных материалов. Россияне стали больше проводить небольших ремонтов, которые в основном включали поклейку обоев или смену полового покрытия. Снижению оборотов рынка в основном способствовало сокращение продаж в сегменте строительных материалов, на которое в свою очередь способствовало значительное снижение строительства индивидуальных жилых домов населением.
Стоит отметить, что рынок розничной торговли строительными материалами показывает большую устойчивость, чем строительный рынок. Дополнительную устойчивость рынку розничной торговли отделочными и строительными материалами придает наличие сегмента ремонта жилых и нежилых помещений «вторичного» рынка.
Несмотря на общее снижение объемов российского рынка, в некоторых российских регионах рынок розничной торговли отделочными и строительными материалами показывает стремительный рост. В первую очередь это связано с высокими темпами строительства в данных регионах.
Максимальный рост оборота розничной торговли строительными материалами в России в 2016 году зафиксирован в г. Севастополь, республике Дагестан и Пензенской области – увеличение к 2015 году на 57%, 41% и 32% соответственно. Наибольшее снижение оборота розничной торговли строительными материалами зафиксировано в Курской области, республике Крым и г. Санкт-Петербург – на 45%, 41% и 29% соответственно. О крупнейших региональных рынках розничной торговли отделочными и строительными материалами более подробно можно прочитать на сайте belconsult.ru.
Основными форматами розничного рынка отделочных и строительных материалов на российском рынке в последнее время стали гипермаркет, супермаркет (или универсальный строительный магазин), строительный торговый центр и набирающий в последнее время популярность формат интернет-магазина. В 2016 году доля интернет-продаж строительных и отделочных материалов на российском рынке составила уже 11%. Также набирают популярность и специализированные магазины – магазины керамической плитки, магазины сантехники, магазины дверей и т.д.
На рынке розничной торговли отделочными и строительными материалами в России широкое распространение получила сетевая форма торговли.
Крупнейшими игроками российского розничного рынка отделочных и строительных материалов в 2016 году стали торговые сети Leroy Merlin, OBI, Петрович СТД, Castorama, Сатурн, Максидом, Бауцентр, К-Раута, Строительный двор и Аксон. Значительно упрочили свои позиции в 2016 году Петрович СТД, Leroy Merlin и Бауцентр, которые увеличили объемы продаж на 25%, 22% и 17% соответственно. Самые лучшие показатели по выручке с 1 кв.м по сети в целом в 2016 году продемонстрировала торговая сеть Сатурн 8,759 млн. рублей в год. Самая низкая эффективность использования торговых площадей среди крупных розничных сетей по продаже строительных и отделочных материалов в 2016 году зафиксирована у компаний К-Раута и OBI – 141 и 142 тыс. рублей с 1 кв.м. в год соответственно.
В ближайшей перспективе рынок розничной торговли отделочными и строительными материалами в основном будет повторять тенденции строительного рынка. А так как по строительному рынку ожидается снижение объемов продаж в ближайшие годы, то и роста торговли отделочными и строительными материалами ждать не следует. Ситуацию может изменить увеличение объемов строительства, но его раньше 2021 ожидать не приходится.
В сложившихся условиях в бизнесе по торговле отделочными и строите
льными материалами возрастает конкуренция и повышаются барьеры для входа в отрасль новых игроков. Небольшая рентабельность не позволит компаниям с низкой эффективностью (неудачное месторасположение, неудачная концепция, плохо подобранный ассортимент, неудовлетворительный сервис, недостаточный складской запас, высокие логистические издержки) зарабатывать на рынке розничной торговли отделочными и строительными материалами.
Источник: БелБизнесКонсалтинг