Александра Федорова, архитектор: «У дизайнеров до сих пор не прекращается вал заказов»

April 30, 2021

Вызванный пандемией ажиотаж на загородном рынке повысил спрос на услуги архитекторов и дизайнеров. О главных трендах проектирования и обустройства современных домов, поиске подрядчиков и работе с натуральными материалами портал Ради Дома PRO поговорил с архитектором Александрой Федоровой.

— Как карантин изменил отношение людей к личному пространству, дому, квартире?

— Естественно, все поняли важность того, где они живут, что это не просто место, чтобы поспать, а это среда обитания, которая должна быть функциональной и комфортной. И если раньше многие говорили, что им в доме не нужны кабинет и спортзал, то сейчас делают дома даже своеобразный «салон красоты», и кучу подсобных помещений, кладовок. Есть, конечно, перегибы в сторону того, чтобы организовать множество кладовок для запасов продуктов, но я думаю, что со временем все это придет в гармоничную пропорцию.

— Как за прошедший год изменилось количество заказчиков? Расширилась ли география заказов в связи с развитием онлайн-общения?

— Заказчиков, безусловно, стало больше. У нас, в принципе, идет постоянный рост, но всем известно, что пандемия произвела фурор на рынке недвижимости и земли, были скуплены все участки и продающиеся дома. Естественно, люди захотели их адаптировать, переделать или построить заново под себя. И, насколько я знаю, у архитекторов и дизайнеров до сих пор вал заказов не прекращается. География заказов тоже увеличилась и продолжает увеличиваться. Вообще, с развитием интернета и соцсетей границы стираются, и люди с других континентов могут спокойно заказать себе проект, общаясь по Zoom, Whatsapp, по почте и делать проекты удаленно. Мы проектируем и в Америке, и в Европе, и в ОАЭ, и в Саудовской Аравии, и очень успешно. Там уже даже строится всё, что мы спроектировали.

— В вашем портфолио большое количество современных вилл. Можно ли сказать, что эти объекты вызывают у вас наибольший интерес?

— У нас других проектов нет. К нам изначально приходили за этим, потому что у нас были несколько современных домов, и люди хотели такие же. Сейчас даже если кто-то просит спроектировать скатную кровлю, мы говорим, что это не к нам. Мы проектируем только современную архитектуру. Она может быть более мягкая или более аскетичная, острая по образу, но в любом случае это современная архитектура. А в другой нише есть куча своих специалистов.

— Вам интереснее создавать интерьер в уже готовом пространстве, или продумывать объект с чистого листа?

— Конечно, с чистого листа, потому что интерьер для нас — это тоже архитектура. Когда ты создаешь дом с чистого листа, у тебя есть возможность продумать уже в архитектуре, еще без дизайна и мебели, какие-то эффектные места, как будет падать свет, как будет организовано пространство, продумать грамотный сценарий жизни, чтобы это было не только красиво, но и максимально удобно.

— Архитектура ваших объектов отличается лаконичностью и чистотой линий. Это для вас принципиально?

— Современный дизайн и архитектура подразумевают эту чистоту. Это как сознание, очищенное от всего лишнего. Мы сейчас живем не в каменном веке, не в средневековье, а в XXI веке, где все очень быстро происходит, идет перенасыщение информацией. Поэтому очень важно, находясь у себя дома, замедляться, обнуляться, очищать сознание именно за счет того, что нет ничего лишнего, отвлекающего, будоражащего, всё подчинено некой гармонии, системе, все лежит на своих местах, не раздражает. Естественно, степень лаконичности можно регулировать в зависимости от потребностей заказчика: кто-то хочет на чистом бетоне спать, а кому-то нужно, чтобы вокруг были еще декоративные элементы, предметы искусства, вазы, цветы, ковры и так далее. Но это не делает интерьер классическим, он все равно считается современным, просто степень декоративности в нем регулируется.

— Легко заказчики соглашаются на неординарные идеи?

— Некоторые именно за этим приходят, они транслируют, что пришли к нам для того, чтобы мы их удивили, чтобы предложили им то, что они еще не пробовали. Говорят: «У нас уже есть четыре дома, и нам теперь хочется чего-то другого, необычного», и здесь задача архитектора — понять, что нужно заказчику, насколько он готов к экспериментам. Иногда бывает, что люди говорят, что они не готовы, а на самом деле они потом с радостью принимают смелые идеи, и наоборот.

— Легко ли найти специалистов, которые воплотят эти идеи в жизнь?

— Не очень легко, ни в России, ни тем более за границей. Могу сказать, что у российских заказчиков требования к качеству работы и исполнения намного выше, чем за границей. Там допустимы и кривые стены, и неровный край покрашенной стены, у нас же такое не «прокатывает», заказчики требуют безупречного качества, поэтому все подрядчики, которые у нас работают, достаточно натренированные в этом смысле.

— Как вы ищете подрядчиков?

— Поиск никогда не прекращается. Мы не только взращиваем подрядчиков, с которыми давно работаем, но и пытаемся найти новых, обмениваемся мнениями с коллегами. Есть сообщества, чаты, где архитекторы и дизайнеры могут обменяться полезными контактами или спросить совета. Но архитектор, в идеале, должен знать, как воплотить в жизнь любую свою задумку или, как минимум, понимать алгоритм и принцип действия материалов, конструктива, грунта, на котором будет строить. Это профессиональный подход.

— Вы говорите, что ваша архитектура — это архитектура «вне времени». Какие материалы дают такой эффект?

— Архитектура вне времени — это некие формы, некое сочетание материалов, некие пространства, которые не наскучат вам даже через десять лет, они вне трендов, нейтрально гармоничные. Поэтому мы стараемся использовать натуральные материалы, которые всегда были и, наверно, будут приятны человеку: дерево, камень, стекло, металл, кожа, бетон.

— С какими производителями работаете? Что приходится ввозить из-за рубежа?



— Производителей разных используем. Например, натуральный камень у нас в России отсутствует, потому что его негде добывать. А тот, что добывают, либо радиоактивный, либо не годится по своим свойствам. Поэтому натуральный камень, как правило, привозной: Италия, Турция, Бразилия. Есть куча стран, в которых можно заказать камень. Дерево можно использовать российское или немецкое в зависимости от цены. Но тут дело не в дереве, а в технологии, которую применяют немцы или русские производители. Понятно, что в Европе она более качественная, потому что они не экономят на сушке, на покраске. Соответственно, дерево дольше живет. Керамогранит и российский сейчас есть хороший, даже крупноформатный уже стали делать достаточно достойный, хотя итальянский ровнее.



— Расскажите об этих материалах с точки зрения практичности?



— Все хотят сделать ремонт, построить дом, и забыть про это лет на 20, чтобы ничего не испортилось, не отваливалось и так далее, но мне близка точка зрения иностранцев. Они считают, что все, что натуральное, стареет, и это нормально. Мы же тоже все стареем, так почему же не должен стареть камень или металл? Он может не сразу, но постепенно окисляться, менять свой оттенок, и в этом тоже есть своя красота. Например, отделал ты дом черной медью, а через 40 лет он будет зеленым, но это не случится в один день — это будет происходить постепенно. В Скандинавии, к примеру, ценится, когда у тебя дом весь зарос мхом. Скандинавы поливают йогуртом крыши, чтобы мох рос быстрей, потому что тогда ценность дома возрастает в несколько раз. У нас же, если появилась какая-то чревоточинка, то это уже брак, пора выкидывать, менять. Если вы хотите, чтобы интерьер или дом были не подвержены абсолютно никаким воздействиям, нужно выбирать керамогранит, которому не страшны никакие изменения. Но это и другие ощущения. Это как кожа и кожзаменитель.

— Насколько для вас важна энергоэффективность? Какие решения в этой сфере вы используете?



— Мы делаем дома более энергоэффективными за счет управления его инженерными системами. Это не совсем «умный дом», но система, в которой можно задать программу, чтобы в период отсутствия людей выключались или работали по минимуму теплые полы и кондиционеры, опускались рулонные шторы, чтобы дом не нагревался и не тратил потом энергию на дополнительное охлаждение. А к нужному времени теплые полы и кондиционирование опять включаются. То есть все системы работают не целый день, а по какому-то сценарию.


— Каким вы видите будущее архитектуры в России и мире?

— Я вижу каждый день, как развивается отрасль и стираются границы, и я считаю, что будет один единый рынок, на котором каждый человек сможет найти на свой вкус абсолютно любой продукт. Потом, мне кажется, что профессия архитектора и дизайнера становится общедоступной. Раньше считалось, что это для избранных, а сейчас люди уже относятся нормально к тому, чтобы заказать услуги дизайнера после покупки жилья. Если нет денег, нашел студента-дизайнера; если есть деньги — выбрал по вкусу архитектора любой мировой величины. Люди путешествуют, очень много всего смотрят в интернете, и от этого растет уровень не только архитекторов, но и заказчиков. Соответственно, и результат получается с каждым разом лучше. Поэтому я смотрю в будущее с большой радостью.