Castorama оказалась никому не нужна

February 22, 2019

Сети Castorama, недавно заявившей об уходе с российского рынка, похоже, придется непросто с продажей своих магазинов. По данным Ради Дома PRO, ни одному из ведущих DIY-ритейлеров эти активы не интересны. Причина — несовпадение форматов.

СТД «Петрович» не будет покупать магазины Castorama, в ноябре прошлого года заявившей о своем уходе с российского рынка. Об этом Ради Дома PRO рассказали сразу несколько источников на рынке. Ранее эксперты называли «Петрович» одним из претендентов на покупку магазинов британской сети, прежде всего, в московском регионе. Питерская компания неоднократно заявляла о намерении расширять свое присутствие в столице, в том числе, за счет открытия новых магазинов.

Источники утверждают, однако, что открывать новые объекты «Петрович» будет вовсе не на месте бывших магазинов Castorama. Помещения британской сети не походят «Петровичу» по формату. Как известно, СТД, в отличие от большинства DIY-операторов, отводит большую часть помещения под склад, а не под торговый зал, тогда как Castorama предпочитала классический формат — с большим торговым залом.

Магазины Castorama не попадают под формат «Петровича», у которого общая площадь магазина составляет порядка 10-15 тыс. кв. м (как у Castorama), но основную долю занимает зона склада, а не торговый зал, соглашается директор департамента торговой недвижимости Knight Frank Евгения Хакбредиева. Кроме того, она отмечает, что «Петрович» на текущий момент ориентирован на развитие нового формата с зонами touch&feel при параллельной оптимизации работающих магазинов.

«Помещения Castorama не подходят для таких целей, поэтому их покупка нецелесообразна», — говорит эксперт.

Более того, по мнению Хакбредиевой, магазины Castorama не попали и в форматы других крупных игроков российского рынка. OBI и Leroy Merlin — это большие объекты площадью более 15 тыс. кв. м или городской формат до 3 тыс. кв. м.

«Поэтому у Castorama есть шанс продать весь пакет, только если новый игрок примет решение выйти на наш рынок», — резюмирует эксперт.

Один из участников рынка в беседе с корреспондентом Ради Дома PRO предположил, что Castorama ждет участь сети «Метрика», заявившей о закрытии своих магазинов в 2016 году, но до сих пор распродающей свои объекты по всё более низким ценам.

Впрочем, Евгения Хакбредиева отмечает, что проблемы «Метрики» с продажей помещений и земельных участков связаны не с отсутствием интереса к покупке, а с запутанной ситуацией сначала со сменой собственников перед самыми торгами, а затем с судебными разбирательствами по банковским залогам.

О других последствиях ухода Castorama с российского рынка читатели Ради Дома PRO смогут узнать от экспертов Retail Strategy Forum, который пройдет в Москве 28 февраля. Подробности — на сайте мероприятия.

Напомним, в ноябре 2018 года британская компания-ритейлер Kingfisher (головная компания Castorama) заявила об уходе из России. По итогам финансового года 2017-2018, доход компании в России упал на 163,8 млн евро (13,7 млрд руб.). В России работают 20 магазинов сети. По итогам 2017 года, британская сеть была четвертым игроком на российском DIY-рынке — после Leroy Merlin, СТД «Петрович» и OBI. Ранее о своем уходе с российского рынка заявила также финская сеть «К-Раута».