РАСК фиксирует снижение конкурентоспособности стройотрасли

30 марта 2017

Конкурентоспособность строительной отрасли России продолжает снижаться. По итогам второго полугодия 2016 года она уменьшилась еще на 1%, подсчитали в РАСК. В региональном разрезе хорошими показателями выделяется лишь Москва.


За второе полугодие 2016 года конкурентоспособность строительной отрасли России вновь уменьшилась на 1%. К таким выводам пришли специалисты Рейтингового агентства строительного комплекса (РАСК). Соответствующее исследование опубликовано на официальном сайте организации.

Конкурентоспособность строительства оценивается как «низкая» с начала 2015 года, а падает еще с первого полугодия 2014-го. В РАСК рассчитывают соответствующий показатель на основе индикаторов инвестиционной привлекательности отрасли, а также уровня конкуренции в ней. Текущий уровень равен 346. По итогам первого полугодия 2014-го он был равен 462 («удовлетворительный»), первого полугодия 2015-го — 361 («низкий»), первого полугодия 2016-го — 349 («низкий»).

По итогам ушедшего года общее число компаний в отрасли снизилось на 4% до 146, 1 тыс. Из них в одну из стадий банкротства вошли 3,2 тыс., это на 18% больше, чем в 2015-м. Общий объем госзаказа снизился на 10% до 5,75 трлн руб., а строительных работ в целом не изменился. Суммарный показатель привлеченных средств упал на 14% до 1,8 трлн руб. Объем просроченной задолженности по кредитам, в свою очередь, вырос. За второе полугодие он увеличился на 1,05 п. п. до 19,8%.

В комментарии «Коммерсанту» гендиректор РАСК Николай Алексеенко назвал сложившийся на рынке кредитования застройщиков процесс замкнутым кругом. По его словам, с одной стороны, дорогие займы не позволяют небольшим компаниям рассчитывать на окупаемость проектов. С другой — банки не желают их кредитовать из-за высоких рисков отрасли, что опять же повышает стоимость займов.

Если перейти от России в целом к регионам, высокий уровень конкурентоспособности (602) присвоен лишь строительной отрасли Москвы. Одна из причин — существенный объем госзаказа, в том числе на дорожно-инфраструктурное строительство. В 2016-м он увеличился сразу на 36,7% до 2,82 трлн руб.

«Удовлетворительный» уровень конкурентоспособности присвоен 17 регионам. Лидирующие позиции заняли Санкт-Петербург и Подмосковье. Далее следуют Пермский край, Тюменская область (с ЯНАО) и Самарская область.