Шесть вопросов к законопроекту о сносе пятиэтажек в Москве

April 12, 2017

Уже на следующей неделе в Госдуме должно состояться первое чтение законопроекта о сносе пятиэтажек в Москве. Между тем этот документ по-прежнему вызывает у экспертов массу вопросов. Какие его положения представляются наиболее спорными с юридической точки зрения, портал Ради Дома PRO выяснил у генерального директора юридической фирмы «Красников и партнеры» Сергея Руденко.

Практически все существенные положения обсуждаемого законопроекта выглядят довольно спорными.



1. Это проект поправок в закон «О статусе столицы РФ», однако предусматриваемые поправками способы освоения территорий не имеют никакого отношения к статусу столицы. Москва, как населенный пункт, ничем не отличается от любого другого города, и нормы действующего законодательства и технические регламенты, которые действуют по всей России, должны соблюдаться и в Москве.



2. При этом Москва, безусловно, крупнейший российский мегаполис, который должен постоянно развиваться. В результате такого развития периодически возникает необходимость пересмотреть функциональное использование некоторых участков. Для этого в Земельном кодексе РФ предусмотрено изъятие земельных участков для государственных нужд и подробнейшим образом описан порядок такого изъятия, который предусматривает, в частности, выплату каждому собственнику недвижимости, расположенной на таком земельном участке, рыночной стоимости его объекта, самого участка и возмещение всех возникших в результате изъятия убытков. Конкретизируют положения Земельного кодекса нормы ст. 281 Гражданского кодекса РФ, а применительно к жилой недвижимости ст. 32 Жилищного кодекса РФ. То есть порядок проведения «реновации» законом давно предусмотрен и подробно описан, и ничего нового изобретать не надо. Тем более что в действующем законодательстве термин «реновация» не встречается, следовательно, сам процесс этой «реновации» законом не регулируется.



Обсуждаемый законопроект, таким образом, представляет собой попытку предоставить органам исполнительной власти Москвы право изымать у граждан собственность вопреки установленной федеральным законодательством процедуре. Эти условия будут противоречить требованиям Конституции РФ, гражданского законодательства, гарантирующим защиту прав собственности, требованиям жилищного законодательства, гарантирующим право на жилище.



3. Законопроект нарушает многие положения градостроительного законодательства. Он предусматривает, что утвержденная ранее в установленном законом порядке документация по планировке территории может быть произвольно изменена в целях «реновации». Также законопроект допускает изменение вида разрешенного использования земельного участка в обход установленной законом процедуры и без внесения изменений в правила землепользования и застройки. В процессе осуществления мероприятий по «реновации» по решению правительства Москвы застройщикам разрешается не выполнять требования технических регламентов и иных правил, включая санитарно-эпидемиологические, требования пожарной безопасности и т.д. Однако, согласно Федеральному закону «О техническом регулировании», законодательство о техническом регулировании относится исключительно к ведению Российской Федерации, и передача полномочий по установлению неких «специальных технических регламентов» правительству Москвы противоречит федеральному законодательству.



4. Грубейшим нарушением права собственности, закреплённым в ст. 35 Конституции РФ, согласно которой изъятие собственности возможно только при выплате равноценного возмещения, являются положения законопроекта, предусматривающие замену изымаемого помещения равным по площади. Стоимость двух равных по площади квартир в Москве может отличаться в разы, таким образом, собственнику изымаемого помещения могут быть и, скорее всего, будут причинены значительные убытки.



5. Законопроектом допускаются также грубейшие нарушения действующего процессуального законодательства. Так, проектом предусматривается, что решение суда о выселении собственника и нанимателей в предоставленное жилое помещение подлежит немедленному исполнению. Однако перечень решений суда, которые подлежат немедленному исполнению, содержится в ст. 211 Гражданского процессуального кодекса РФ и является закрытым. Законопроектом о внесении поправок в закон «О статусе столицы РФ» фактически устанавливаются новые правила судопроизводства в РФ. В частности говорится, что решение суда об освобождении жилого помещения может быть обжаловано только в части равнозначности предоставляемого жилого помещения. Это, простите, уже откровенная ахинея. Такая норма нарушает сразу десятка полтора статей Конституции РФ, а также требования Гражданского процессуального кодекса РФ, определяя, какую часть решения гражданин может обжаловать, а какую нет.



6. Приятно, что проектом закона предусматривается освобождение граждан от обязательств по внесению взносов на капитальный ремонт с момента принятия решения об изъятии их многоквартирного дома для целей «реновации». Однако о возврате уже внесенных взносов в проекте почему-то ничего не говорится.




Примерный перечень статей Конституции РФ, которые нарушаются законопроектом


Статья 2
Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статья 15
1. Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.
Статья 19
1. Все равны перед законом и судом.
Статья 35
1. Право частной собственности охраняется законом.
2. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами.
3. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Статья 40
1. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Статья 42
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 45
1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.
Статья 46
1. Каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.
Статья 47
1. Никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом.
Статья 55
2. В Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.