Стоит ли ждать падения спроса на DIY-товары

May 17, 2021

Несмотря на прошлогодний бум продаж DIY-товаров, продолжающееся падение доходов населения вкупе с ростом цен на стройматериалы вызывает всё больше вопросов относительно будущего строительного ритейла. Стоит ли ждать скорого падения спроса на товары для ремонта и чем лидеры рынка готовы этот спрос поддержать, выяснял портал Ради Дома PRO.

Поводы для тревоги

По данным Россатата, доходы россиян в первом квартале 2021 года уменьшились на 3,6% к аналогичному периоду прошлого года и на 26,7% к четвертому кварталу. Не прекращающееся уже четвертый квартал подряд падение влечет за собой снижение покупательной способности, что не может не волновать ритейлеров.

В сегменте DIY ситуация осложняется еще и продолжающимся ростом цен на стройматериалы. Сильнее всего с прошлого года подорожал металлопрокат, что, в свою очередь, спровоцировало рост стоимости и других материалов. Так, по данным НОСТРОЙ, фанера с декабря 2020 года по апрель 2021-го подорожала на 40%, минеральная вата — на 22%.

Вслед за поставщиками повышать цены на стройматериалы стали и ритейлеры, однако пока, по словам опрошенных Ради Дома PRO экспертов, это не оказало сколько-нибудь заметного влияния на спрос. В частности, в сети «Максидом» средний чек по сравнению с прошлым годом снизился всего на 5%, и это притом что в этом году апрель был рабочим и, соответственно, россияне имели меньше возможностей активно заняться домом и дачей. Не ощутили падения спроса и в «Леруа Мерлен»: за первый квартал средний чек в сети не уменьшился, но и не вырос.

Такая стабильность спроса на DIY-товары связана с изменением потребительской корзины в связи с пандемией коронавируса, поясняет генеральный директор Infoline Иван Федяков. Та часть семейного бюджета, которая раньше уходила на путешествия и развлечения, сейчас тратится на ремонт.

Не стоит забывать и о том, что благодаря льготной ипотеке в прошлом году было куплено более 1 млн. квартир — и их теперь надо ремонтировать. Так что даже если стройматериалы подорожали, потребитель скорее перейдет в более низкий ценовой сегмент, заменив, например, паркет ламинатом, чем совсем откажется от строительства.

Что сметают с полок


Год назад одним из мощных драйверов продаж стал массовый переезд горожан на загород. В этом году из-за снежной зимы и дождливой весны сезон загородного строительства пока не вошел в активную стадию, зато россияне занялись обустройством приусадебных участков.

«Этой зимой с полок буквально сметался инвентарь и сопутствующие товары для уборки снега. К марту фокус сместился на рассаду и саженцы плодовых и ягодных культур, хвойных и декоративных растений для сада. Стабильно высокий спрос последние несколько лет наблюдается на садовую мебель, различные мангалы, шатры», — рассказали в пресс-службе «Леруа Мерлен». Следом за «Садом» в порядке убывания популярности идут категории «Строительные материалы», «Краски», «Столярные изделия» и «Отделочные материалы».

Выделить общий тренд для всех категорий товаров нельзя, отметила в комментарии Ради Дома PRO совладелец «Максидома» Мария Евневич. «Одни категории показывают рост в количестве проданных штук, как например грязезащитные напольные покрытия, плитка для облицовки фасадов, древесно-плитные материалы, монтажные и огнеупорные смеси. При этом снижение продаж в марте-апреле показывали малярный инструмент, шпатлевки, краски и эмали, теплозвукоизоляционные материалы», — отметила эксперт.

Драйверы роста

Среди всех инструментов, помогающих DIY-ритейлерам поддерживать спрос, важнейшим по-прежнему остаются онлайн-продажи. Именно в онлайне многие из них решили сосредоточить свою маркетинговую активность. «В 2021 году из-за пандемии мы решили не «нагонять людей» в торговый зал акциями со снижением цен на весь ассортимент, а идти по пути увеличения объемов online-продаж. Поэтому акции со скидкой на весь ассортимент мы пока проводим только онлайн, увеличив их сроки», — рассказала Евневич.

Наряду с онлайном хорошие перспективы ритейлеры видят для себя и в развитии профессионального сегмента — «просевшего» по итогам прошлого года, но сейчас активно восстанавливающегося. Особенно в профессионалах заинтересована «Леруа Мерлен», причем как в покупателях — в 2021 году сеть расширяет набор доступных им услуг, включая дополнительные варианты доставки (экспресс-доставка, доставка без выгрузки, спецтранспортом и пр.), — так и в партнерах.

В последнем случае речь идет о сервисах, которые ритейлер готов предложить покупателю в дополнение к самим материалам. «Если проект полностью или частично должен быть реализован профессионалами, например, проектирование и монтаж инженерных коммуникаций, мы готовы сопровождать покупателя и предлагать квалифицированных исполнителей, выступая при этом не только магазином, в котором можно приобрести все необходимое, но и гарантом качества оказываемой услуги», — рассказали в сети.

Что будет дальше

Несмотря на растущие цены, в ближайшее время россияне продолжат активно вкладываться в ремонт и строительство, однако в перспективе дороговизна стройматериалов рискует негативно сказаться на спросе. Когда восстановится потребление развлекательных услуг, люди могут просто отказаться от ремонта в пользу других трат, считает Иван Федяков.

Кроме того, свою роль сыграет и подорожание недвижимости. Рост цен на квартиры заставит многих отложить покупку в пользу аренды. «На этот год спроса хватит, а вот в следующем уже могут возникнуть проблемы, если цены на стройматериалы и недвижимость не вернутся к нормальным значениям», — предостерегает эксперт.